Карнавальное шествие коронавируса не могло не сказаться на рынке труда. Поскольку в Кузбассе действовал режим «Повышенной готовности», многие мелкие и средние предприятия были закрыты.
При этом проблемы с занятостью нарастали постепенно. Например, в среднем за март-май 2020 года безработными можно было назвать 79,1 тыс. человек в возрасте 15 лет и старше, или 6,2% от общего числа рабочей силы. По сравнению с мартом-маем предыдущего года численность безработных увеличилась на 7,6 тыс. человек, или на 10,6%.
Однако именно в мае их численность резко выросла — в 2 раза по сравнению с маем прошлого года. На конец месяца в качестве безработных было зарегистрировано 44,7 тысячи человек, из которых только 36,5 тысяч получали пособие. Напомним, его минимальный размер, в связи с опасностью коронавируса составляет 4 500 рублей. Это конечно не 800 долларов в неделю, как в бездуховной и насквозь лживой Америке, и не по 550 долларов за две недели, как в Австралии – одном из крупнейших, кстати, мировых экспортеров угля, но и такие скудные деньги совсем не лишние там, где семейных доходов совсем нет, как нет и надежды получить какую-то денежную работу.
Напомним, что почти сразу после отставки Тулеева, новый губернатор Цивилев вроде бы осознал серьезность проблемы занятости и в одном из своих интервью заявил, что одной из главных причин миграции из Кузбасса молодежи является поиск высокооплачиваемой интересной работы. Для изменения ситуации необходимо создавать инвестиционно привлекательный имидж Кузбасса, дабы регион мог получать дополнительные средства на создание и развитие разнообразных проектов.
Однако губернатор полагает, а жизнь располагает: никаких сдвигов в улучшении имиджа за много месяцев не произошло. Никто не решился развивать в Кузбассе новые проекты с новыми рабочими местами, да ещё высокооплачиваемыми. А сразу после новогодних каникул, когда коронавирус стал тормозить китайскую экономику, стало понятно, что не только создать новые, но даже сохранить старые рабочие места не удастся. И вот после пяти месяцев вынужденной самоизоляции в Кузбассе наступила ситуация, когда любое решение приводит к ещё большему ухудшению позиции: снимаешь санитарные ограничения – получаешь очередную вспышку инфекции, продолжаешь режим «Повышенной готовности» — получаешь очередную порцию недовольства и сердитых обращений предпринимателей о том, что финансовый запас прочности у них закончился.
Вчера, например, в соцсетях появилось обращение большой группы женщин, в основном владельцев и работников всевозможных торговых предприятий в кемеровском ТЦ «Лапландия», которые заявили:
— Сергей Евгеньевич, если вы опять закроете торговые центры, бизнес просто погибнет. Мы опять останемся без работы. Кто будет кормить наших детей?
Перед этим с той же проблемой к Цивилеву обратились работники общепита, подчеркнувшие, что в настоящий момент их предприятия только-только стали оправляться после весенних ограничений, а введение новых – окончательно погубит эту сферу. В обращении также говорится о том, что «в данной сфере трудоустроено большое количество людей. У работников индустрии есть свои семьи, которые необходимо кормить».
Но похоже на то, что у Сергея Евгеньевича нет хороших ходов, и он вынужден накладывать новые санитарные запреты уже по второму или третьему кругу. На этой неделе они были введены в городах на юге области и в Белово- столице шахтерского праздника в этом году.
Заметим, что схлопывание малого и среднего бизнеса не только выбросит на улицу новых безработных и сократит налоговые поступления в бюджеты всех уровней, но также увеличит просрочки по кредитам. В общем, куда ни кинь – всюду клин!
Александр Сусоев