Давно известно: для того, чтобы твой бизнес в пределах того или иного субъекта Федерации шел в гору, следует выстраивать доверительные отношения с руководством региона. И наоборот: субъект крайне заинтересован в партнерстве с предприимчивыми людьми, потому что те, как минимум, пополняют бюджетную казну, берут на себя определенные социальные обязательства… Можно договориться и о более тесном сотрудничестве непосредственно физических лиц, именуемых ответственными, но тут – уж как получится. А вот игнорирование гласных и негласных договоренностей между «верхами» чревато серьезными последствиями.

Вот уже около 20 лет любая просачивающаяся в прессу информация о компании «Ровер» несет негативный оттенок. Нынешний год не стал исключением: в июне прокуратурой Кемеровского района было зафиксировано и передано в суд 34 исковых заявления от рабочих предприятия «о взыскании заработной платы и компенсационных выплат на сумму более 3 млн рублей». Задолженность образовалось с ноября 2019 года по март 2020. А в конце октября Ростехнадзор в ходе проверки обнаружил у «Ровера» временные угольные склады, и по решению суда их деятельность была приостановлена на 90 суток.  Судебные приставы тут же выполнили данное решение, предупредив руководство об уголовной и административной ответственности в случае незаконного возобновления работ.

Опасения надзорного ведомства стоят того, чтобы их здесь процитировать: «Способы складирования добытого минерального сырья и вместимость угольных складов не были определены проектом. Кроме того, отсутствовали порядок, организация учета и контроль качества хранимого минерального сырья. Меры по предотвращению порчи при складировании сырья от вредных воздействий и самовозгорания не предпринимались. Территория угольных складов не защищена от подтопления грунтовыми и паводковыми водами, не происходит разделения угля на типы и сорта с учетом технологии и сроков его хранения и последующей переработки. Мероприятия по устранению условий возникновения пожаров при хранении угля на складах не проводились. Выявленные на предприятии нарушения могли привести к возникновению пожара, скатыванию угля и гибели людей, то есть представляли непосредственную угрозу жизни и здоровью работников объекта».

При нашей всеобщей нелюбви к добыче угля открытым способом, а также к тому, что исчезают с карты области не только отдельные сельские поселения, но и такие города как Киселевск, Прокопьевск, Белово, Новокузнецк становятся заложниками угольных баронов, беспокоящихся исключительно о собственных доходах, можно было бы только порадоваться столь жестким мерам. Если бы не осознание избирательного подхода к выбору предприятий и персон для показательной порки. Поневоле вспомнишь показания в суде по делу о вымогательстве на Инском, когда по приказу (просьбе?) экс-губернатора Тулеева тем же Ростехнадзором приостанавливались работы на шахте «Полосухинская», чтобы сделать бизнесмена Александра Щукина более сговорчивым.

Подобных примеров двойных стандартов к схожим ситуациям – пруд пруди. Чтобы не совершать совсем уж обременительные экскурсы в историю, напомним, что совсем недавно общественность Новокузнецка и Новокузнецкого района почти полгода ждала представления проекта переноса участки дороги Новокузнецк-Костенково уже после того, как работы там активно велись компанией «Стройсервис» в интересах расположенного здесь дочернего предприятия «Разрез «Березовский». Ни Ростехнадзор, ни прокуратура, ни областные власти вообще никак не комментировали создавшуюся ситуацию.

Никакие публичные слушания, приведшие к тому, что 100 процентов присутствующих на них резко высказались против корректировки трассы, не убедили официальные структуры изменить намеченные планы. Более того, в одно из средств массовой информации от Дирекции автомобильных дорог Кузбасса даже пришло письмо, в котором говорилось о том, что перенос дороги согласован еще в 2012 году (!). Короче, дружить с представителями власти надо уметь, что с успехом и делает на протяжении многих лет главный бенефициар «Стройсервиса» Дмитрий Николаев. Превратив по ходу красивейшие места Новокузнецкого и Прокопьевского района в таможенный пост для обитателей планеты Кин-дза-дза.

Хотя… Вы, возможно, и удивитесь, но порой для того, чтобы создать препятствие для проведения открытых работ на земельном участке в соответствие с полученной лицензией, не надо добиваться получения «добро» на общественных слушаниях, их можно признать не состоявшимися по письму группы жителей, обеспокоенных грядущими изменениями. Так поступили в отношении компании «Ровер» в 2015 году, «обнаружив» поступившее письмо от противников из числа народных масс и признав уже проведенные слушания не состоявшимися. Представляете, какая отзывчивость?! На просьбу «Ровера» предоставить сведения о лицах, написавших такое письмо, нынешний заместитель губернатора по строительству, а тогда исполняющий обязанности руководителя Кемеровского района Глеб Орлов ответил категорическим отказом. Не предусмотрена, мол, законом выдача испрашиваемого документа.   

Вернемся к одной из недавних публикаций «Волости» – от 19 июня 2020 года: «Достаточно вспомнить такого же рода возникающие у активистов-экологов вопросы при возведении ЦОФ «Шахты №12» в Киселевске (детище того же Николаева). Месяцам длились попытки увидеть разрешительную документацию, а вместо их предоставления представители власти и угольного бизнеса упражнялись в эпистолярном и разговорном жанре, бездоказательно убеждая, что все в порядке, никаких нарушений нет». Позже все-таки выяснилось, что нарушения есть, и весьма серьезные – капитальное строительство велось по проекту, не имеющему должного согласования в вышестоящих инстанциях и разрешения местной администрации. Но почему-то кажется, что от данного факта ни Николаев, ни его предприятия никак не пострадают.

А как не вспомнить летнее противостояние общественников в районе Черемзы, где планировалось построить углепогрузочную станцию разрезом «Кузнецкий Южный»? Два месяца активисты просили предоставить разрешение на право проведения работ на данном земельном участке, а в ответ получили лишь устное уверение губернатора Сергея Цивилева, что с документами у компании все в порядке. Официально разрешение на строительство объекта было отозвано только потому, что бизнес не сумел договориться с населением. С тем самым населением, которое правоохранительные органы прессуют по сегодняшний день за участие в протестной акции, ставшей известной на всю страну.

Заметьте, вроде бы активный протест с разбивкой палаточного лагеря не идет в сравнение с письмом в администрацию района неизвестных авторов,  но какое кому дело до таких несущественных мелочей?

Однако вернемся к «Роверу». Главный бенефициар компании – Тимур Цориев, некогда сподвижник Амана Тулеева и главный инвестор его участия в выборах в конце прошлого тысячелетия. Пути-дорожки их разошлись давно. Вернее, сразу после того, как Тулеев возглавил регион. Цориев упрекал губернатора в том, что тот отступил от идей социализма, окружил себя подхалимами, а он его рабом быть не собирается. Но, скорее всего, это лишь поверхностная версия, и разногласия кроются все в той же финансовой сфере. Однако факт остается фактом – с тех пор бизнесмен попал в опалу.

Хотя в чем он был не прав, если следовать официальной версии? Все, кого Тулеев пестовал за личную преданность последние годы, с легкостью от него отреклись даже не при отставке, а еще раньше – после возвращения из германской клиники. Ожидаемого «путча», как и писем президенту с просьбой оставить у дел единственного и незаменимого не последовало. Даже такие, казалось бы, верноподданные чиновники как глава Новокузнецка Кузнецов и мэр Кемерова (Кемеровского района) Середюк с готовностью перешли в команду Цивилева. А Глеб Орлов вообще стал весьма высокопоставленной персоной. Губернатор сменился, но негативная для Цориева тенденция благодаря участию в процессе все тех же чиновников сохранилась.

Люди из команды Тулеева продолжают доминировать не только в областном правительстве, но и в надзорных, в правоохранительных органах. Это говорит только об одном –  пресс на бизнес Цориева, принципиально не идущего на контакт с чиновниками, который выходил бы за рамки деловых взаимоотношений, будет продолжаться. Владелец некогда преуспевающего банка «Тайдон», входящего в число 50 крупнейших кредитных организаций страны, и компании «Ровер» вообще непонятно, как продержался до сих пор. При тотальном прессинге в течение многих лет на компанию и себя лично он вынужден был экономить на всем, включая даже уровень заработной платы рабочих. А это, в свою очередь, порождало дополнительные трудности – уже кадровые.

С большой долей вероятности можно утверждать, что Цориев отнюдь не ангел, а представитель крупного капитала со всеми вытекающими из этого обстоятельства последствиями для простых людей. Губит же его на корню принципиальность: бывший военспец так и не усвоил, что слепая вера в стандартный для всех подход при решении проблем еще никого к добру не приводила. Особенно, при диалоге с властью. Особенно, если на кону большие деньги. Тем и эксклюзивна наша страна, что чиновничество всегда занято не столько организацией сложных экономических и социальных процессов, сколько тем, кого следует карать, а кого необходимо миловать. Капиталист Цориев со своим особым видением бизнес-процесса идеально подходит для того, чтобы быть постоянно битым.   

Евгения Шпакова

Поделиться:

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here