Аман Тулеев шокирован величиной «минималки» в Кузбассе. Видно, забыл, что в бытность его губернаторских полномочий МРОТ был тоже несовместим с жизнью.
На днях экс-губернатор ввел что-то вроде моратория на упоминание своего имени в прессе без его санкции, но как соблюсти это табу, когда Аман Тулеев то и дело привлекает к себе внимание неожиданными постами в Инстаграме. К примеру, недавно сообщил своим читателям, что нынешний уровень минимальной зарплаты в области «несовместим с нормальной жизнью человека».
Верное наблюдение. Мнение бывшего главы региона разделяют не только 370 тысяч работников, что получают «минималку», но, наверняка, и большинство кузбассовцев. Ведь МРОТ – это что-то вроде маневрового локомотива, который толкает впереди себя весь состав тарифов и окладов…
В своей публикации Аман Тулеев призвал будущих депутатов – победителей предстоящих выборов – поднять «минималку» на законодательном уровне. И, ссылаясь на оценки академических институтов, определил приемлемую её величину: МРОТ, считает он, должен быть не меньше 35 тысяч рублей — то есть в два с лишним раза больше теперешнего регионального уровня.
Что ж, от души. Спасибо экс-народному-губернатору. Одно смущает: почему он не был так же щедр, когда находился, что называется, при исполнении? Ну, скажем, десять лет назад, когда еще велись забытые нынче напрочь дискуссии «о реформе труда в соответствии с его объективной стоимостью».
Желая вспомнить реалии «бытия при Тулееве», автор кликнул в поисковике «МРОТ в Кузбассе в 2011 году», и, оказалось, что тогда «минималка» была на уровне 4 611 рублей. Такой же, кстати, она осталась и в 2012 году. Причем эта сумма включала в себя еще и районный коэффициент.
Конечно, рубль того периода был поувесистей нынешнего, но все равно сумма в 4 611 рублей представляется «несовместимой с нормальной жизнью человека». Это, если воспользоваться недавней формулировкой Амана Тулеева. А тогда председатель Федерации профсоюзов Кузбасса Олег Маршалко назвал МРОТ образца 2011 года куда короче — «позорным». Потому что, по мнению главного профсоюзника региона, «МРОТ должен находиться не на грани физиологического выживания человека, а на уровне минимального потребительского бюджета».
Кстати, Федерация профсоюзов Кузбасса представлена в Трехсторонней комиссии, которая утверждает МРОТ, и не вполне понятно, почему она подписывается под решением, которое позднее называет позорным.
А еще при определении размера областной «минималки» исходят из того, что она не может быть ниже федеральной. Кроме этого, учитываются прожиточный уровень, медианная зарплата по региону, налоговые доходы областного бюджета, возможности бизнеса и т.д. Однако последнее слово, как ни крути, за губернатором.
По величине тогдашнего МРОТа можно судить, какое слово молвил десять лет назад Аман Тулеев. Оно, как известно, и в другие годы рублем не одаряло. Как тут не вспомнить «легендарное» поздравление с Новым 2017 годом: «Чего кошмариться-то. Чего бояться-то? В принципе-то нечего. Ну, давайте смотреть. Хлеб есть, миллион тонн зерна собрали. Картошки — вот так (жест рукой ниже подбородка). Овощи есть. Этих запасов нам хватит на весь год… В уходящем году главное, считаю, что мы стали богаче в простом человеческом счастье»».
Впрочем, не исключено, что свои речи в защиту «минималистов» губернатор произносил не на заседаниях Трехсторонней комиссии, а всякий раз, когда напутствовал новоиспеченных депутатов и сенаторов, отбывающих в Российский парламент. Только что-то никто не припомнит, чтобы наши люди в московских палатах инициировали хотя бы одну малюсенькую поправку во изменение МРОТа в пользу его получателей.
Александр Ходос
Самолюбивость и постоянное желание быть «учителем жизни» во всех ситуациях с обязательным упомянанием своего имени, можно предположить, не дает Амангельды Малдыгазиевичу оставаться в стороне при возростающих политических, предвыборных баталиях. Озвучив в очередной раз, популярную в народе тему, экс-губернатор вновь пытается преобрести «любовь и почитание» своих поклонников.