Очередной серьезный сбой в работе пассажирского автотранспорта произошел 4 июня в Кемерове: из-за остановки одной автомобильной газонаполнительной компрессорной станции (АГНКС), которых в городе всего три, к двум действующим стали выстраиваться внушительные колонны автобусов. По словам водителей, каждая машина потеряла в этой очереди, как минимум, полтора часа и более.

Увы, это не первый подобный случай, когда автотранспорт, переоборудованный для работы на метане, оказывается заложником ограниченного количества заправочных станций в черте города, не говоря уже о междугородном сообщении, в связи с чем невольно закрадываются подозрения, что «тормозом» для строительства новых газовых заправок вполне могут быть нефтяные компании, которые не хотят лишаться клиентов для дорожающего бензина и солярки. Сегодня цена литра самого ходового бензина на них перевалила 43 рубля за литр.

Многие хорошо помнят, что идею массового перевода кузбасского автотранспорта на метан ещё с середины «нулевых» продвигал Аман Тулеев. И не только транспорта. Было также обещано поэтапно перевести на более дешевое и экологически чистое топливо угольные котельные в шахтерских городах и поселках, задыхающихся от выбросов из котлов и печек. Помнится, ещё президент Дмитрий Медведев, посещая Кузбасс зимой 2010 года, дистанционно запустил в работу площадку по промышленной добыче метана.

Её объем должен был повышаться за счет ежегодного бурения более сотни новых скважин для выкачивания газа из угольных пластов. Обсуждалась эта тема много раз и с Владимиром Путиным. Обещано было создание новой отрасли экономики, как и миллиардные платежи налогов от газодобычи в бюджет области. В общем, привычное нашему уху бла-бла-бла… С тех пор много газа улетучилось в небушко, а дело не сильно-то сдвинулось с мертвой точки.  

Похоже, что эстафетную палочку обещаний подхватил новый губернатор. На недавней встрече с заместителем председателя правления ПАО «Газпром» Виталием Маркеловым он заявил, что Кузбасс является лидером в Сибири по количеству газозаправочных станций (оно сегодня видно), но при этом существующая сеть не может обеспечить потребности региона. Для улучшения экологической обстановки приоритет в закупке нового общественного транспорта в регионе делается на машины, которые работают на природном газе. Из 1 100 автобусов, которые поступили в регион с 2019 года, больше половины работают на газе, поэтому необходимо значительное расширение географии и количества АГНКС. До конца 2021 года планируется завершить строительство двух станций в Кемерове.

До конца года осталось всего ничего, а желающих сэкономить на покупке топлива для своих автомобилей сильно напрягают вот такие огромные очереди, ведь они мимо них периодически ездят по делам насущным и мысленно хвалят себя за то, что не стали торопить события с переоборудованием бензиновых двигателей на газ. Понятно, что в долгосрочной перспективе метан сравнительно быстро окупит затраты, но перспектива кататься на коротком поводке у газовых заправок тоже не радует.

Однако речь идет не только о расширении сети АГНКС, но и газификации жилых домов не только природным газом, но и метаном из угольных пластов по программе развития газоснабжения и газификации Кузбасса на 2021–2025 годы. Эта программа, как мы уже писали, предусматривает газификацию 15 тысяч домовладений и 88 котельных к 2025 году. Выполнение этого плана могло бы серьезно оздоровить атмосферу наших крупных городов, где частный сектор, использующий уголь для отопления, весьма негативно влияет на экологию. Переговоры проведены, какие-то бумаги подписаны, но «желтых» трубопроводов на горизонте ожидания так и не видно. Как будто и на самом деле кто-то невидимый сильно мешает их продвижению к жилым домам.

Несмотря на то, что очередную волну по газификации России недавно снова озвучил Вадимир Путин, председателю Совета Федерации Валентине Матвиенко пришлось на днях снова уточнять, что газ к домостроениям надо подвести не до забора, а до стены. Зачем потребовалось это уточнение? Похоже за тем, что трубопровод, благодаря указанию президента, может и проведут по улице бесплатно, однако после несколько метров трубы от него до жилого строения обойдется в такие деньги, что дешевый газ в десяти поколениях не окупиться. В общем, в регионе, где угольными компаниями схвачен каждый квадратный метр, а нефтяными монополистами каждая заправка, газу по трубам так просто пойти не дадут.

Сергей Борисов

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here