О том, что Кузбасс получил Национальную спортивную премию в одной из 11 номинаций «Регион России», раструбили все близкие к областному правительству СМИ. Разумеется, чиновничьи души греет не скромная премия в 1 миллион рублей, а публичное признание кипучей деятельности на ниве спортивных достижений — видимых и невидимых. Как известно, спорт связывают со здоровьем и продолжительностью жизни, который является одним из показателей в рейтинге оценки деятельности губернаторов.

Видимо, поэтому Сергей Цивилев, находящийся не первую неделю в глубоком нокдауне от аварии на шахте «Листвяжная», все-таки решил сделать приятное заявление о том, что Кузбасс действительно становится регионом спорта, и перечислил проведенные соревнования по тайскому боксу, боевому единоборству, волейболу на снегу, чемпионат и первенство мира по парашютному спорту. Отметил он также и строительство спортивных сооружений — ФОК “Металлург” в Белове, Ледовый дворец “Кузбасс” и спорткомплекс с ледовой ареной “Сосновый” в Кемерове, ФОК “Звездный” в Междуреченске, ФОК “Новоильинский” и спорткомплекс “Кузнецкий лед” в Новокузнецке, ФОК в Краснобродском.  

Однако перечень всех этих свершений выглядит этакой помпезной памятной плитой на фоне демографических провалов последних даже не лет, а десятилетий. Например, численность населения Кузбасса была максимальной в 1988 году — 3 161,8 тысяч человек, а вот на начало нынешнего года здесь насчитали только 2 633,4 тыс. человек или на 528 тысяч с лишним человек меньше. За девять месяцев текущего года естественная убыль заметно ускорилась: родилось 16 468, а умерло в два с лишним раза больше – 33 972 человека. Выходит, местного населения стало меньше ещё на 17 504 человека. Такая численность, по кузбасским меркам, сравнима, например, с городами Гурьевск или Калтан.

Иными словами, прошел год – и нет Гурьевска. Ещё год – и нет Калтана. Понятно, что никакой новый ледовый дворец или проведение дюжины всероссийских соревнований ситуации не исправят. Думается, спортивные чиновники это прекрасно понимают, однако частенько пытаются убедить всех остальных в прямой зависимости между здоровьем и продолжительностью жизни от спортивных успехов на различных состязаниях. Нет этой зависимости, как нет её и в росте числа дворцов спорта.

Можно огородится крытыми теннисными кортами или ледовыми дворцами по периметру Новокузнецка, но горожане не перестанут там болеть и умирать в том возрасте, когда их ровесники в Японии или Германии ещё только готовятся выходить на пенсию. Продолжительность и здоровье заметны только там, где вкупе со спортом развивается ещё и здравоохранение, растет уровень доходов и повышается качество жизни во многих других сферах. Однако облагораживать медицину, радеть за экологию и переселять людей из бараков — дело долгое и не очень-то заметное, а вот в спортивные фанфары можно дуть хоть каждый месяц. И всякий раз — кубки, фейерверки, цветы и торжественные речи.

По данным статистики, ожидаемая продолжительность жизни среднестатистического кемеровчанина в 2014–2018 годах была на 3–4 года меньше, чем у россиян в среднем. Естественная убыль населения в эти годы выросла более чем в три раза (с -1,4 до -4,5 на 1 тыс. человек). В 2020 она составила уже -7,4 человека на каждую тысячу населения. В 2019 году при показателе в 1 228,1 по России смертность среди населения Кемеровской области зафиксирована на уровне 1 425,7 на 100 тыс. человек – это был самый высокий показатель в Сибирском федеральном округе.

Специалисты отмечают, что больше всего людей в нашем регионе умирает от заболеваний системы кровообращения. По данным статистики, в 2017 и 2018 году эти болезни стали причиной более 40% смертей. Среди факторов, влияющих на их рост, в первую очередь называют плохую экологическую обстановку и распространенность вредных привычек.

С кузбасской экологией всё и всем давно понятно. Тут просветов почти не видно. Что же у нас со здоровым образом жизни? Похвастаться тоже нечем. В рейтинге российских регионов, опубликованном на днях, по распространенности вредных привычек Кузбасс занимает скромнейшее 56 место. Организаторы рейтинга учитывали потребление табака, алкоголя разной крепости, число преступлений, совершенных в состоянии алкогольного и наркотического опьянения, смертность от причин, вызванных употреблением спиртного, а также число преступлений, связанных с наркотическими средствами и их аналогами. Упомянутые показатели учитывались за последние три года (2018-2020). Справедливости ради отметим, что ситуация с алкоголизацией и наркоманией за этот период улучшилась, но только на два балла. Такими темпами нам до лидеров из северокавказских республик за сто лет не доползти.

В общем, из двух десятков ключевых показателей эффективности губернаторов, да и федеральной власти в целом, можно оставить всего один – демографический. Если с этим всё в порядке — население увеличивается, то это значит, что и со всеми другими критериями тоже лады! А если из года в год, из десятилетия в десятилетие идет не просто убыль, а ускоренное вымирание, то призовыми местами в спортивных рейтингах эту смертельную болезнь никогда не вылечить.

Сергей Борисов

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here