Мечтатель

Давненько мы не рассказывали о том, как продвигается дело на строительстве автомобильной дороги Абакан — Большой Ортон – Таштагол.

Напомним для начала лишь, что это этот инфраструктурный объект выходит за рамки экономического взаимодействия Кузбасса и Хакасии. В 2019 году на Петербургском международном экономическом форуме подписи под межрегиональным проектом поставили руководители сразу шести субъектов – Кемеровской области, Алтайского и Красноярского краев, республик Хакасия, Горный Алтай и Тыва. Особое внимание уделяется именно озвученному таежному участку (с выходом на Междуреченск, если говорить о Кузбассе), потому что он считается наиболее сложным в силу природно-геологических препятствий. А вообще будущая трасса коротко именуется Бийск-Абакан.

В 2021 году «Волость» довольно подробно рассказывала о планах каждого из регионов, так что повторяться нет смысла. Кто хочет еще раз с ними ознакомиться, может пройти по этой ссылке. Говорили мы и о том, что более всего в реализации проекта заинтересованы наши соседи из Хакасии: сельскохозяйственному региону очень хотелось бы значительно сократить транспортные издержки, получив такой рынок сбыта своей продукции, как промышленный юг Кузбасса. И это лишь минимум, что может дать новая трасса. Не случайно тема эта в республиканской прессе освещалась практически постоянно. Впрочем, и многие жители Южно-Кузбасской агломерации – рыбаки и туристы, в том числе – давно мечтают о короткой дороге к заповедным озерам Хакасии.

Протяженность новой трассы от Абакана до Бийска составит 430 км, сократив ныне преодолеваемое расстояние между городами в два с половиной раза. Судя по данным хакаской прессы, станут значительно ближе к Абакану и такие города, как Горно-Алтайск (на 600 км), Новокузнецк (на 410 км), Барнаул (на 400 км), Новосибирск (на 190 км)…

Но вот беда: идут годы, а федерального финансирования добиться так и не удалось. Проект значится в национальной программе «Безопасные качественные дороги», но его реализацию постоянно отодвигают. А по ранее сверстанным планам работы должны быть там уже в полном разгаре. Причем, наиболее труднодоступные участки трассы и потому самые дорогостоящие приходились как раз на территорию республики. Ну, и на Таштагольский район Кузбасса тоже. Принимая близко к сердцу все возникшие финансовые сложности, ответственные за реализацию проекта в Хакасии пытались уличить в пассивности и правительство Кемеровской области (заместитель главы региона Сергей Комаров):

«К сожалению, на сегодняшний день нам не удалось добиться согласия властей Кузбасса по трассировке, проектировке и строительству этой дороги со своей стороны. Практически разрыв участка с нашей стороны — 14 км, с их — 40 км. Эти 54 км не находятся в проектировании и трассировке».

В конце концов, в Хакасии, учитывая важность стройки для региона, договорились: давайте ни на кого не кивать, а просто работать. Деньги придется вложить в строительство собственные — в рамках республиканского проекта «Региональная и местная дорожная сеть». С надеждой, что, когда федеральные целевые средства придут, они будут переправлены уже на внутренние нужды региона. Подсчитали – тяжеловато для небогатого региона. С учетом проектирования (около 25 млн) придется затратить чуть ли не миллиард: в 2023 году — 154 430 тыс. рублей, в 2024 — 479 000 тыс., в 2025 — 343 700 тыс.

Таштагол хакасия

И вот несколько дней назад представители подрядных организаций на специальном созванном совещании в Министерстве транспорта и дорожного хозяйства Республики Хакасия впервые отчитались о проделанной работе. По плану на начало июня должно было быть освоено 113 838,05 тыс. рублей. Фактический же результат с начала года составил всего лишь 5 438, 47 тысяч. Отставание, как видите, двадцатикратное. Все это возмутило министра Дмитрия Василиади, и он потребовал от руководителей подрядных организаций увеличить темпы строительства объекта, а также «принять меры по восполнению отставания на объекте». Теперь на стройке будут проводиться еженедельные штабы с оперативным решением всех возникающих проблем.

В Хакасии явно надеялись, что если сделать крен в сторону международного сотрудничества и говорить не только об организации автодорогой Бийск-Абакан транспортного коридора между федеральными трассами Р-257 «Енисей» и Р-256 «Чуйский тракт», а добавить сюда еще и выход большинства субъектов СФО к границам Китая и Монголии через Тыву и Горный Алтай, то дело пойдет гораздо быстрее. Не помогло. А когда губернатор Кузбасса Сергей Цивилев уже в нынешнем году на Красноярском экономическом форуме озвучил идею построить железную дорогу Таштагол-Урумчи (КНР) — у них вновь затеплилась надежда, что кто-то поможет пробиться через скалы к соседям. Ведь международное положение обязывает…

Увы, Сибирь не Сочи. В федеральном бюджете на обход Адлера (7,8 километра) уже заложили 73,5 миллиарда рублей. А в целом новая трасса в курортном городе будет проложена в горах еще на расстоянии 120-140 километров. Так уж у нас устроено почему-то в стране: в одном месте зарабатывают, в другом – тратят. А ведь Кузбасс и Хакасия говорят о транспортном «воссоединении» на самых разных уровнях с 2006 года.  

Евгения Шпакова

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here