В социальной сфере Кузбасса за минувший год было столько событий, что все и не перечислить. Но о наиболее значимых из них, о некоторых тенденциях – увы, отчасти негативных — хотелось бы напомнить. С надеждой, что ошибок в будущем будет все меньше и меньше.
Туристов Кузбасс не манит. Пока?
У губернатора Кузбасса Сергея Цивилева с кадрами, которые должны бы заниматься социальной политикой в регионе, весь минувший год не особо ладилось. Если бы наш читатель захотел узнать, кто именно сегодня рулит в области социальным блоком, то на сайте администрации области увидел бы лишь пустое место вместо фамилии под должностью заместителя губернатора. Тем не менее, худо-бедно, но социальная составляющая часть армии управленцев еще «дышит» и иногда напоминает о себе на фоне различных событий.
Губернатор уже не единожды выражал надежду, что Кузбасс начнет бурно развивать туристическую отрасль. В его фантазиях, тиражируемых с особым рвением, предполагалось, что скоро к нам хлынут туристы не только из разных уголков России, но и со всего мира. И с помощью денежных вливаний путешественников наш регион должен расцвести по большинству показателей. Недаром еще осенью 2018 года был с помпой презентован и. о. зам. губернатора по вопросам культуры, спорта и туризма Михаил Бостанджогло как опытнейший человек в туристическом бизнесе.
Но, спустя всего несколько месяцев, варяг с древней московской родословной, так ничем и не отличившись, помахал Цивилеву ручкой и уволился. Говорят, что, осмотревшись, понял, что в экологически губительный край, где земля под ногами горит, где снег черный и дышать от вредных выбросов трудно, туристов никакими пряниками не заманить. После чего тема туризма долго не муссировалась. До тех пор, пока Сергей Евгеньевич, зачитывая бюджетное послание на следующий год, вновь не возложил надежды на лыжи и снегоходы. А вскоре стало известно, что заместителем губернатора по вопросам культуры, спорта и туризма стал еще один специалист из неместных — Сергей Алексеев. Прежде он занимал должность министра спорта Красноярского края, и как сообщают СМИ, ушел с этой должности из-за разногласий с красноярским губернатором.
Пока плодам его деятельности на Земле Кузнецкой трудно давать оценку. Серьезно отметился он лишь в Шерегеше — на открытии горнолыжного сезона. Но и то не самым удачным образом. Организацию того мероприятия никак идеальной не назовешь: сотни туристов на так называемом курорте мирового уровня оказались на все выходные блокированы снежными заносами. Организаторы проявили наплевательское отношение к источнику пополнения областного бюджета и не сразу смогли помочь людям выбраться на Большую землю. После этого ЧП некоторые туристы, познав в полной мере такое понятие как экстрим, в запале пообещали, что больше в этот курортный ад – ни ногой.
Нездоровая оптимизация медицины
Еще в августе 2018 года на должность и.о. заместителя губернатора по вопросам здравоохранения был назначен опять же человек со стороны, не из команды Тулеева – москвичка и бывший менеджер РЖД Елена Малышева. Много оптимистичных слов в ее адрес сказал тогда губернатор, выразив надежду, что теперь-то уж точно кузбасская медицина поднимется с колен и в скором времени станет лучшей за Уралом. Как и положено региону под номером 1. И действительно, развила новая начальница в уходящем году отнюдь не шуточную бурную деятельность. В основном, правда, это касалось оптимизации медицинских учреждений.
В первую очередь завела личную страницу в социальной сети Инстаграм, а уж затем начала ездить по медицинским учреждениям и подробно в соцсети рассказывать о работе по спасению кузбасской медицины. Которая, как нетрудно догадаться, была прежде неэффективной, в результате чего больницы погрязли в огромных долгах. Вскоре стали заметны и результаты оптимизации, которая сводилась, в основном, к объединению медучреждений: врачам урезали зарплаты, медицинских сестер начали переводить в уборщицы, а медицинские услуги стали еще более недоступными для населения, вызывая справедливое возмущение и у медиков, и у больных.
В Анжеро-Судженске, например, медики, чтобы остановить оптимизацию по рецепту Малышевой и главврача местной горбольницы Ольги Козловой, с начала года провели несколько акций протеста. Объявляли даже голодовку, не помогло — непокорных десятками увольняли с работы. Недавно, правда, суд признал незаконным массовое увольнение медиков в этом городе. Но пока принято судебное решение о восстановлении на прежнем месте работы четверых истцов, остальные дела еще рассматриваются.
До поры, до времени губернатор горячо поддерживал свою ставленницу и её реформы, а медиков, которые смели заявить о неэффективности методов, выходя на митинги или даже объявляя голодовки, принародно и жестко обвинял в том, что они порочили Кузбасс. Как итог деятельности экс-москвички и зам. губернатора по вопросам здравоохранения – ухудшающееся материальное положение врачей, фельдшеров и медсестр. Узкие специалисты начали разбегаться из медучреждений, уезжая, порой, и в другие регионы.
В некоторых больницах, к примеру, в Яйской районной, которой руководит та же главврач Анжеро-Судженской городской Ольга Козлова (она занимает сразу две должности), в эти дни нет даже хирурга. С её слов, за хирургической помощью жителям Яйского района нужно обращаться в Анжеро-Судженск или в Кемерово. Специалиста данного профиля она обещает найти и трудоустроить в Яе только в следующем году. А как жителю нищего сельского района добраться живым до города или областного центра в экстренном случае? Впрочем, Елена Малышева на своей странице высказывала удивление тем, что у кузбассовцев нет денег даже на то, чтобы добраться из сёл до ближайшей поликлиники в райцентре.
На фоне того, что Кузбасс в это же время «славился» не только за Уралом запредельными показателями по смертности населения, заболеваемостью СПИДом, туберкулезом, сердечно-сосудистыми осложнениями, неизвестно к каким бы итогам привела такая оптимизация здравоохранения в следующем году. Зато известно, что сегодня в региональном здравоохранении не хватает уже больше полутора тысяч узких специалистов. И цифра эта множится. Никакие заманухи от федеральных и областных властей для медиков в виде выплаты миллиона рублей, если доктор согласится поехать лечить провинциалов, тоже не меняют к лучшему критическую ситуацию.
Крайним в результате таких реформ остается население. Ему приходится выживать, на чиновников и помощь медиков не очень-то надеясь. Как говорится, лечитесь подорожниками. И вот в первых числах декабря стало известно, что Елена Малышева не встретит Новый Год в Кузбассе. Со своей должности она неожиданно уволилась, а из соцсети удалила свою страницу с записями достижений на ниве оптимизации кузбасского здравоохранения. О причинах увольнения областные чиновники молчат — в том числе и губернатор. Нет ясности и о перспективах кузбасского здравоохранения, каким путем оно теперь будет двигаться. Может, продолжит стремительно разваливаться, окончательно погибая вместе с убывающим населением? Запущенный однажды процесс теперь не так просто остановить.
Вот и отчаявшиеся ждать медпомощи жители поселка Белогорск в Тисульском районе 23 декабря записали видеообращение к президенту РФ Владимиру Путину под названием «Елка за 18 миллионов, или как в Кузбассе обещанную больницу 3 года ждут». В выложенном в сеть сюжете они рассказали о мытарствах на примере обещанной им прежним губернатором (а затем и нынешним) современной модульной амбулатории. О тех обещаниях, которые зачастую заменяют конкретные дела.
Не до кластеров
Еще одна потеря бойца в рядах социального фронта случилась в конце ноября. Свой пост покинул начальник департамента образования и науки Артур Чепкасов. Он на этой должности восседал с сентября 2012 года. Бывший новокузнечанин, а нынче московский политолог Олег Матвейчев так откликнулся на данное событие в Живом журнале:
«Этот человек вместе с Еленой Пахомовой и Аманом Тулеевым сыграл страшную роль в разрушении высшей школы Кузбасса. В 2012–2014 гг. ими была ликвидирована Кузбасская государственная педагогическая академия. Это старейший гуманитарный вуз региона, первый вуз, рожденный на Кузнецкой земле в 1939/1944 гг. (СибГИУ перевели из Томска)! В числе неэффективных тогда оказалось множество кемеровских вузов, включая сам КемГУ. Однако Администрация области решила кемеровские вузы все оставить и поддержать, соответствующие письма были направлены в министерство образования. А в Новокузнецке решили всё закрыть под благовидным предлогом создания на базе СибГИУ классического университета, куда предполагалось влить КузГПА… Многие высококвалифицированные кадры покинули регион. Часть профессоров, докторов наук доживают свой век на пенсии, хотя могли бы работать…Перед приходом Артура Чепкасова Кемерово уже отличилось погромом педагогического колледжа № 1 в Новокузнецке, который как раз готовил кадры для культурной сферы. Учащихся выселили из приспособленного для этих целей здания, с двойными дверями в аудиториях, специальной акустикой… О каком кластере искусств можно говорить после этого?»
Что касается школьного и дошкольного образования при руководстве Артура Чепкасова, то здесь, как нам рассказывали сами педагоги, тоже было мало позитивного. Материальная база школ за минувший год оскудела, не выручают даже так называемые «добровольные» поборы с родителей. Учителям за свои деньги при весьма скромных зарплатах самим предлагается приобретать для школ оборудование, проводить ремонты в классах, ездить на курсы и повышать самообразование. С питанием в школьных столовых тоже есть проблемы, их озвучивал еще в начале года уполномоченный по правам ребенка Дмитрий Кислицын.
Разгорелся скандал. Губернатор на некоторое время даже завел привычку, посещая разные территории, питаться в школьных столовых. И, как правило, нахваливал угощения, словно пытаясь доказывать, как замечательно в Кузбассе обстоят дела с питанием детворы. Хотя всем было понятно, что это всего лишь пиар-акции перед телекамерами, вызывающие смех сквозь слезы.
Когда готовилась эта публикация, стало известно, что с 23 декабря к исполнению обязанностей начальника департамента образования и науки приступила Софья Балакирева. В пресс-службе администрации области в тот же день сообщили: «Софья Юрьевна Балакирева родилась в Новокузнецке, там же получила образование и до сегодняшнего дня успешно трудилась… Она работала методистом в Дворце творчества детей и молодежи, директором по развитию Издательского дома «Франт», председателем совета директоров управляющей компании «Франт», руководила ООО «Лингва Про» (Новокузнецк). Имеет большой опыт управления проектами в сфере дополнительного образования». От себя добавим и последнее место работы – координатор партии «Единая Россия» по Новокузнецку. Как и чем новый руководитель теперь уже регионального уровня проявит себя на ниве развития образования и науки – говорить пока рано. Пожинать и оценивать труды её руководства нам предстоит уже в новом году.
Театр, да и только!
Бурно, порой, до неприличия, не принимаемого многими кузбассовцами, кипит с весны нынешнего года в Кузбассе культурная жизнь. Иногда она напоминает театр, мало имеющий с реальной жизнью что-то общее.
Именно с весны департамент культуры и национальной политики возглавила еще одна новокузнечанка и, кстати, бывший директор драмтеатра Марина Евса, сменившая на этом посту Ларису Зауэрвайн. После чего начались бесконечные культурные акции, флешмобы и другие массовые затеи, призванные увлечь народ в свои сети, а по сути — отвлечь от повседневных проблем. Только одни названия их перечислить – пальцев на руках и ногах не хватит. Вся эта кутерьма стала мощным дополнением к придуманному в недрах администрации (правительства!) области 300-летия региона. Да что там региона — на так называемой «Территории исполнения желаний»! Вот только чьих желаний?
Неоднозначно было воспринято населением даже открытие Парка Ангелов на месте трагедии в «Зимней вишни», обустроенного по проекту друга губернаторской семьи Джона-американца. Развлечения, которые там сегодня предлагаются, объявленный на весь год фотоконкурс объектов в этом парке, возмущают не только кемеровчан. Впрочем, как и залитый недавно ледяной каток у скорбного места — ротонды. Но мнение простых людей словно никто не слышит и слышать не желает.
Потому и новогодний мобиль, запущенный властями региона и путешествующий в эти дни по 34 территориям, тоже праздничного настроения и радости не всем добавляет. Как и грядущий парад тысячи Дедов Морозов, которому предстоит отметиться в Кемерове 26 декабря ради рекорда России. Именно рекорду, по задумке организаторов, и предстоит стать главным событием уходящего года. Вы вправе спросить, кому из кузбассовцев, оставшихся без медицины, а порой и без работы, без зарплаты, без социальной помощи, добывающим питьевую воду из растопленного грязного снега нужен этот рекорд, как и главная кузбасская елка за 18 миллионов рублей? У нас нет ответа.
Без кроликов и овец
Относительно скромно в уходящем году проистекала жизнь в департаменте социальной защиты населения в отличие от кадровой чехарды и надуманных событий в уже упомянутых структурах. Возглавляет его Елена Воронина. Ни особых ЧП, ни скандалов не отмечено. Разве что некоторые жители заметили, как при экс-мореплавателе Сергее Цивилеве ушла в прошлое традиция раздавать малоимущим, многодетным семьям беплатно или под небольшой кредит коров, овец, кроликов, кур, корма…Когда-то достаточно было написать соответствующее заявление на имя губернатора о такой помощи. Многие считают, что такой подход был неплохой мерой социальной поддержки жителям кузбасской глубинки. Теперь всего этого они лишены.
После того, как недавно губернатор торжественно поздравил свою жену Анну Евгеньевну с награждением медалью «За служение Кузбасса», о чем «Волость» писала, у многих сложилось впечатление, что всекузбасской социалкой только она одна отныне и заправляет. Иначе награду не объяснить. Возглавляя Совет по попечительству в социальной сфере, медаленосная жена на благие дела привлекла миллионы рублей, провела международный форум и вообще всем, кому нужно, помощь оказала. Чем другие чиновники из соответствующих служб в это время были заняты, мы можем только предполагать – скорее всего, «патроны подносили».
Можно еще много рассказывать об итогах работы социальных структур в нынешнем году. Были и громкие победы, достижения на самых высоких уровнях. Кузбассовцы получали награды, федеральные гранты за свои инновационные идеи, социальные проекты, творческие достижения. С приходом к власти губернатора Цивилева социальная жизнь в нашем регионе, конечно же, не остановилась. Но она стала другой. Порой, наблюдая за непредсказуемостью его поступков, обещаний и идей, кузбассовцы над ними просто улыбались. Даже тогда, когда жизнь в движении по непростому пути, указанному губернатором, чтобы добиться статусу региона номер 1 за Уралом, казалась совсем невыносимой.
Ну а кому нынче легко?
Сергей Маринин