Мы говорим Кузбасс, подразумеваем – Тулеев…Так было совсем недавно, однако в течение уходящего года предпринимались неимоверные усилия, чтобы жители промышленного региона отвыкли от стереотипа и заменили в своем разумении фамилию Тулеева на Цивилева.

Приходится отметить, что ничего путного у организаторов пиар-акций так и не вышло. Пока, по крайней мере. Если не брать в расчет только видимую часть айсберга — различные рейтинги, составляемые по количеству упоминаний в СМИ, то следует отметить, что авторитет нынешнего губернатора Кузбасса остается в регионе весьма невысоким. Да и упоминания эти… Бесплатно ругают губернатора и его супругу в интернете, в самой демократической инфосреде, не меньше, чем хвалят на выделяемые из бюджета деньги для создания Сергею Евгеньевичу имиджа отца-реформатора.  

Более того, создается впечатление, что волна негативного восприятия действий и речей главы региона прямо пропорциональна активности в средствах массовой информации и социальных сетях. И касается это не только народных масс. На открытие в августе последнего участка трассы Кемерово – Новокузнецк было организовано прямо-таки карнавальное шоу, куда пригласили даже близкую к президенту группу байкеров во главе с Хирургом (Алексеем Залдостановым), однако с долгожданным событием организаторы забыли поздравить многих специалистов, годами воплощающих проект в жизнь. Включая и двух предыдущих губернаторов – Михаила Кислюка и Амана Тулеева.

Нонсенс, учитывая, что о событии трубили несколько дней даже в федеральных СМИ, воздавая хвалу инициативам Цивилева. После чего один из экс-губернаторов не без обиды был вынужден рассказать нам всю предысторию проектирования и строительства магистрали, чтобы восстановить историческую, по его мнению, справедливость.

Забавный и высосанный из пальца проект «300 лет Кузбассу», посредством которого предполагалось привлечь федеральные деньги на реализацию структурных проектов, на большей части территории региона так и не нашел поддержки и понимания. Вкалывающее на разрезах и живущее рядом с ними население не удалось заставить (приучить) радоваться строительству в Кемерове культурного кластера, кадетского училища и прочих столичных прелестей.

А вброшенный Цивилевым на одном из экономических форумов лозунг «Чистый уголь – Зеленый Кузбасс» стал по большой части объектом для насмешек, нежели визитной карточкой региона. С тех пор внимание к бедственной экологии Кузбасса со стороны общественности лишь усилилось. Обращение жителей Киселевска к премьер-министру Канады с просьбой принять тех, кому разрезы не позволяют жить и воспитывать детей в здоровой окружающей среде – лишнее тому свидетельство.  

Не обвиняя прямо своего предшественника в развале всей социальной инфраструктуры региона, Сергей Цивилев через своих заместителей начал озвучивать цифры печальной действительности. Включая положение дел с демографией, образованием, медициной… И это большой политический плюс. Другое дело, что первые попытки исправить ситуацию, чему стал свидетельством уходящий год, оказались отнюдь не впечатляющими.

На поверку жители Кузбасса стали свидетелями лишь частой ротации заместителей губернатора и глав муниципалитетов, но никак не улучшений в экономике и социальной сфере. По-прежнему люди покидают регион – в основном молодежь, уровень безработицы не снижается, усилий по избавлению большинства городов от приставки «моно» не зафиксировано, малый и средний бизнес продолжает оставаться без какого-либо внимания со стороны власти, выживая по принципу «И один в поле воин». «На безрыбье» журналистам официальных СМИ приходится радовать свою аудиторию лишь какими-то локальными успехами и торжествами. О положительных тенденциях говорить пока не приходится.

Тем не менее, уже ближе к Новому году вдруг выяснилось, что успехи все же есть. Как минимум, в области благотворительности. Супруга губернатора Анна Цивилева, возглавляющая региональный Совет по вопросам попечительства в социальной сфере, была удостоена медали «За служение Кузбассу». Уже много было высказано соображений на данный счет, вывод из которых один: награждение жены — не что иное как политическая ошибка. Но вместо того, чтобы признать ее, пиарщики областного правительства ринулись объяснять обоснованность награды. Хотя сделать это довольно непросто – никаких документальных следов благотворительной деятельности Анны Евгеньевны (Фонда, открытого банковского счета) нет и в помине.

И тогда на портале «Тайга» появилось интервью награжденной. Сообщив аудитории, что многое уже сделано, она следующим образом объяснила отсутствие оснований для поощрения: «Счет в банке и прочие юридические формальности, как ни странно, могут в таких делах мешать. Они накладывают серьезные ограничения, вынуждают генерировать масштабную отчетность, для этого нужно нанимать людей на зарплату, а их зарплаты — это деньги, которые не достанутся нуждающимся… Если есть желание помочь, счет в банке найдем всегда». Ну, раз проверить не дано, остается поверить на слово: будем считать, что награда нашла своего героя – жену губернатора – исключительно за искреннее желание помогать людям и в силу дарованного ей общественного руководящего поста.

В остальном политический климат в регионе по-прежнему остается «умеренно-континентальным». Правящая «Единая Россия» занята волонтерским движением, организацией субботников да составлением списков кандидатов в депутаты, которым предстоит голосовать за уже принятые по вертикали решения. Продвигая между делом наиболее активных своих членов на другие ответственное посты – секретарь региональной организации Алексей Синицын параллельно работает теперь еще и в Совете Федерации, а руководитель новокузнецкой ячейки Софья Балакирева на днях заняла пост заместителя губернатора по образованию и науке.

В наиболее активном отделении КПРФ – новокузнецком – в конце года произошло нечто вроде раскола: отдельные коммунисты вышли на разрешенный митинг с требованием отстранить от руководства ячейкой ныне действующего секретаря Леонида Буракова. И даже попытались широко осветить свою акцию в средствах массовой информации. На деле же оказалось, что отступников в местном отделении КПРФ просто исключили из числа своих товарищей, и это не понравилось тем, кто планировал «захват власти» и смену курса. В свою очередь, сподвижники Буракова наотрез отказались комментировать выступление протестующих, сославшись на то, что бунтари «только и ждут хайпа».

 Кстати, о хайпе, который все чаще становится инструментом идеологии и политики. Всероссийский сирота Игорь Горланов, отметившейся в Новокузнецке борьбой за свои права и права таких же сирот, все же получил в уходящем году квартиру, которую ему и обязано было предоставить государство в соответствии с действующим законодательством. На этом его политическая деятельность в городе и регионе завершилась. Квартиру он оставил матери, сестрам и братьям (по его словам), а сам отправился сначала в Шиес – протестовать против мусорного полигона. Был там не всеми правильно понят, и переехал сначала в Сыктывкар, а затем в Москву.

Теперь его можно иногда видеть в интернете как участника «Открытого микрофона», работающего на Красной площади. А также как борца с мошенниками из Кузбасса, которые квартиру-то дали, а возможностью продать ее в течение ближайших пяти лет не наделили. Данный факт, как заявляет борец за народное счастье, попирает гражданские права Игоря Игоревича и ограничивает его экономическую свободу. Новокузнечанин, оставшийся в столице без денег (впрочем, это хроническое состояние нигде не работающего человека), пытается теперь пробиться в штаб Навального, обеспечившего когда-то Горланову всероссийскую известность. Но там как-то не очень реагируют на очередной интернет-плач. Гражданский пафос (и чего греха таить – откровенная спекуляция на былом социальном статусе с неуемным аппетитом «Вы все мне должны») уже не воспринимается так остро.  

Кажется, людям пора научиться отличать тех, кто хочет реальных перемен и что-то пытается сделать для этого от борцов за собственное счастье под политическими лозунгами. Потому что использование интернета вместо паперти наверняка будет лишь усиливаться.  

Продолжаются активные выступления общественников-экологов за право жить в относительно здоровой среде. Какого-либо координирующего центра в регионе нет, поэтому вспышки протестных настроений, перерастающих в акции, имеют локальный характер. Но собственники разрезов и промышленных предприятий, кажется, уже адаптировались к такой ситуации. Это было нетрудно, учитывая, что местная власть вынуждена заботиться не столько о здоровье нации, сколько о пополнении бюджетов. А потому она чаще всего смотрит сквозь пальцы на множественные нарушения, допускаемые в населенных пунктах и близ них. Без расстановки приоритетов на законодательном областном уровне это может продолжаться вплоть до тех пор, пока однажды не рванет… Речь, конечно, не о бомбе, а о человеческом негодовании.

Мог бы стать координатором экологов-общественников зарегистрированный в уходящем году Совет рабочих комитетов Кузбасса (СРКК)? Теоретически – да. В СРКК графа «экология» занимает в планах одну из верхних строк. Но на деле говорить об этом пока рано. Движение можно считать только нарождающимся — в отдельных муниципалитетах его позиции пока что очень слабы. И так будет продолжаться до тех пор, пока не состоится какая-либо объединяющая всекубасская акция. Возможно, такое решение будет выработано на конференции трудовых коллективов — провести ее планируется в первом квартале будущего года.

В заключении – о приятном в региональной политике. Роль кузбасских наблюдателей на выборах была в 2019 году не только замечена, но и отмечена. На V Общероссийском форуме общественных наблюдателей предпринимателю из Таштагола Вячеславу Чернову была вручена медаль “Защитнику свободных выборов”. До этого такой наградой обладал только новокузнечанин Николай Ташкеев. Будем надеяться, что высокая награда сможет послужить стимулом для активизации борьбы за честные и прозрачные выборы и остальной неравнодушной части населения.   

Владимир Максимов

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here