Пословичное выражение «Разгорелся сыр-бор из-за сосенки» — это как раз про последние события в Кемерове. За последний год именно сосновый бор, расположенный на высоком берегу Томи, прямо напротив левобережной части центра города, стал объектом горячих дискуссий и официальных обращений активистов к городским властям.

Если коротко, жители ратуют за то, чтобы реликтовый сосновый бор, признанный несколько лет назад городским же Советом народных депутатов особо охраняемой природной территорией (ООПТ) местного значения, оставался неприкосновенным. Более того, инициативная группа требует постепенной ликвидации с его территории различных объектов, которые понатыкали там ещё в советские годы.

Заметим, что ООПТ исключает всякую хозяйственную деятельность, связанную с нарушением почвенного покрова и форм рельефа, с уничтожением и повреждением деревьев, кустарников и любой другой растительности, ведущих к изменению гидрологического режима. В то же время здесь сохраняется прогулочная зона и допускается научно-исследовательская деятельность, проведение спортивных и оздоровительных праздников.

Тем не менее, поводов для очередного обострения отношений горожан и властей возникает множество. Вчера, например, в Сети появилось новое доказательство того, что в администрации не следят за соблюдением своих же решений. Ещё в середине октября активисты выложили фотоснимки, свидетельствующие о том, что вокруг одного из построенных когда-то объектов, валяются кучи мусора, покрышки от автомобилей, металлолом, железобетонные конструкции. «Дирекция развития городских территорий» проверила факты, признала их наличие, составила акт и… Всё осталось так, как было – ни штрафов тебе, ни каких-то иных наказаний должностных лиц. Наверное, потому, что в этом месте располагается территориальный отдел кемеровского лесничества.

Таким образом, поводов для претензий и подозрений у активистов множество. Они то и дело уличают горадминистрацию, возглавляемую Ильей Середюком, в попытках застроить территорию бора различными объектами. Пожалуй, самым болезненным решением была предпринятая более года назад попытка поставить на территории ООПТ «Рудничный бор», на самом видном её месте статую Св. Варвары. Высота этого объекта составляла бы примерно 50 метров. Эту идею поддержал было новый губернатор области и даже высказался насчет того, что она впишется в рельеф, украсит город, станет символом и т.п. Однако общественность подняла довольно серьезную волну «против», и от идеи пришлось отказаться  — в том числе, губернатору. А вот навсегда или на время — пока страсти не успокоятся – сказать не возьмется никто.

К борьбе за сохранения реликтового соснового бора, который кемеровские власти не разрешали трогать для заготовки древесины даже в войну, активисты сейчас присоединяют требования за чистоту городского атмосферного воздуха. Дело в том, что в самом центре города находится Кемеровская ГРЭС, использующая уголь. Построена она давным-давно, эффективных фильтров, которые бы защищали людей от вредных выбросов, здесь и раньше не было, а после того, как станция стала частью СУЭК, сжигать в её котлах, судя по черному шлейфу дыма из труб, стали самое низкосортное топливо. В зимние морозные дни, когда стоит штиль, над Кемерово образуется черно-серый купол от выбросов. Кстати, рядом с ГРЭС действует ПАО «Кокс» и несколько химических предприятий, так что кислорода в атмосферу они тоже не добавляют.

Понятно, что чистота атмосферы – не только городская проблема, а проблема всего Кузбасса: за экологию отдельные группы активистов борются в Кемерове, Новокузнецке, в прогремевшем на весь мир «черным снегом» Киселевске и других шахтерских городах. А какова позиция областной власти? Её высказал в программе «Вести» губернатор С. Цивилёв:

«Считается, что угольная отрасль — это грязная энергия, что угольная промышленность наносит вред окружающей среде, наносит вред людям, которые там проживают. Мы не согласны с этой позицией. Наша платформа «Чистый уголь — зелёный Кузбасс», кстати, к которой присоединяются и многие другие угольные регионы, не только на территории РФ, но и за её пределами, как раз говорит о том, что уголь, если правильно угольную промышленность использовать, носит чисто созидательный характер. Она нисколько не вредит экологии. Мы разрабатываем как раз эти программы, показывающие, что природа и угольная промышленность могут вместе очень хорошо сосуществовать».

В общем, позиция губернатора и активистов за сохранение здоровой экологии Кузбасса пока что не то чтобы разные, они диаметрально противоположные. Не трудно предположить, что усилия экологов будут постепенно сводится к общим требованиям, которые будут принуждать власть угольщиков к более серьезным инвестициям в программы восстановления нарушенных разрезами земель, ликвидацию опасных последствий на подработанных шахтами территорий, а также серьезную модернизацию угольных ТЭЦ и ГРЭС. Кстати, серьезная работа по восстановлению экологии Кемеровской области потребует и «прорывных» технологий, и новых рабочих мест, и нового налогового законодательства по отношению к грязным производствам.

От всех этих проблем лозунгом про зеленый Кузбасс просто так не отмахнешься.

Александр Сусоев

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here