«Черное золото» — эта не лишенная патетики метафора приобретает иной раз куда более приземленное звучание. Оказывается, уголь может быть контрабандным товаром.
ФСБ возбудила уголовное дело в отношение новокузнечанина, заподозренного в незаконной перевозке топлива за пределы Таможенного союза. С декабря 2019 по август 2020 года предприниматель продал в Турцию около тысячи тонн угля неизвестного происхождения, используя для заключения экспортных контрактов документы с фальшивыми сведениями о товаре и его производителе. В пресс-службе регионального управления ФСБ утверждают, что новокузнечанин заработал на незаконном экспорте 3,2 млн рублей.
Криминальные деяния в угольном бизнесе — далеко не новость, палитра правонарушений самая разнообразная — от экологических преступлений до уклонения от налогов. Но контрабанда «черного золота» — явление весьма редкое. «Погуглив» интернет, можно узнать, что в последний раз подобное дело возбуждалось аж в 2009 году против предпринимателя, отправившего в Словакию несколько составов прокопьевского угля по подложным сертификатам.
Между тем, происхождение несертифицированного топлива вполне очевидно — его добывают «черные копатели». Время от времени в прессе появляются сообщения об отлове таковых и конфискации их техники силовиками и инспекторами надзорных органов. Однако чаще речь идет уже о последствиях деятельности теневого углепрома — загубленных землях, несанкционированных и брошенных отвалах. И поскольку такой «стиль работы» не чужд и легальным добытчикам угля, а в схемах перепродаж лицензий недропользования сам черт ногу сломит, бизнес «черных копателей» вполне себе на плаву. Собственно, тот факт, что несертифицированный уголь выходит иной раз даже на экспортный рынок — лишнее подтверждение тому, что «теневой углепром расширяется».