С 1 января этого года вступили поправки в федеральный закон «О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности».

Они были разрекламированы федеральными СМИ, как подарок жителям промышленных регионов. Например, РИА «Новости» утверждало, что «Путин расширил перечень получателей бесплатного пайкового угля». Вот только в Киселевске десятки людей после выхода этих поправок почему-то наоборот и вовсе потеряли право на  данный вид социальной защиты. Журналист откликнулся на просьбы ветеранов и вместе с ними попытался разобраться в сложившейся ситуации. Отметим сразу: сделать это оказалось весьма непросто.

Инвалид труда Н.П. Третьяк всю жизнь проработал на шахте «Красный Кузбасс», ушел с предприятия на пенсию давно – причем, не по собственному желанию, а в связи с её закрытием. И в молодости, и потом жил в частном доме с печным отоплением. Когда узнал, что необходимо пройти перерегистрацию для получения социального угля, отправился в МФЦ. Но там вдруг выяснилось, что теперь он не числится бывшим работником шахты.

Выписыванием пайкового угля занимается организация «СоцУголь». Ее руководитель Борис Лях в интервью СМИ как-то заметил, что такие городские организации как Совет ветеранов помогают пенсионерам оформлять соответствующие заявки. Вот и отправился туда за поддержкой и помощью Н.П. Третьяк. Однако там разговор оказался коротким: общественники на просьбу Третьяка зарегистрировать его как получателя социального угля, быстро дали понять, что прежде чем что-то получить, надо что-то вложить. Когда выяснилось, что проситель не вносит взносы  в Совет ветеранов, в соответствующем ходатайстве ему отказали.    

Чтобы разобраться еще и с этой жалобой, корреспондент вместе с другими пенсионерами отправился в Совет ветеранов. Заместитель председателя Н.Н. Лавренюк, на которого якобы возложена обязанность помогать пенсионерам в получении пайкового угля, категорически отмел свое право на такие функции, заявив, что никому ничего не должен: «Есть МФЦ, есть «СоцУголь» — туда и обращайтесь. Раньше Совету ветеранов в порядке благотворительности помогал разрез «Октябринский», но теперь он сам балансирует на грани закрытия».

Что ж, ничего не оставалось, как вновь отправиться в МФЦ вместе с теми, кто остался без социального угля. Когда сделали сверку, чтобы определить, находятся ли эти люди в числе соискателей пайкового угля или в списках работников шахт, ответ действительно оказался отрицательным. Сотрудница МФЦ была убедительна, сказав, что ее организация формированием подобного рода списков не занимается, и посоветовала пенсионерам обратиться непосредственно в киселевский «СоцУголь». Именно там  выписывают талоны на получение угля пенсионерам, получившим право на льготу.

Что ж, «СоцУголь» так «СоцУголь» — времени у пенсионеров много, да и пробежки полезны для здоровья. За оформление заявок, печать и подготовку кипы документов там взяли с каждого просителя по 80 рублей. При этом чиновница выразила мнение, что пенсионеры вряд ли добьются своих льгот немедленно — в лучшем случае они будут получать социальный уголь только в следующем году. Дело в том, что преемников у бывшей шахты «Красный Кузбасс» нет, а на записи в трудовых книжках уже давно не обращают внимания. Можно было бы попытаться найти соответствующие данные в городском архиве и тем самым упростить процедуру, но его заведующая поясняла, что шахты в 90-е годы закрывались так стремительно, что руководство «забывало» передавать в архив документацию. Сами архивариусы ездили и собирали в мешки рассыпанные в пустых кабинетах документы ликвидированных предприятий. Иными словами, нет никаких гарантий, что соответствующие списки для получения льготного угля сохранились.  

 Пенсионер И.П. Еременко всю жизнь отработал в угледобывающей отрасли, а вышел на пенсию с «Шахты № 12». Однако директор предприятия Юрий Куртобашев отказал жителю частного сектора в его праве на пайковый уголь – причем, без объяснения причин. После многих хождений по инстанциям и только после личного обращения к губернатору Аману Тулееву удалось в 2010 году добиться права на энергетическую льготу. И вот в этом году пенсионер вновь уже полгода обивает пороги различных инстанций в попытках найти правду: почему человеку, отдавшему всю свою жизнь опасной горняцкой профессии, отказали в законном праве на льготу? И объяснить никто толком ничего не может, и уголь не выделяют. Ходит он теперь по заколдованному кругу, собирая за собственные деньги кому-то очень нужные справки… 

В.С. Шпалов 20 лет без проблем получал пайковый уголь. Вплоть до 2020 года. А с января этого года ему в «СоцУгле» заявили, что вышли поправки к закону, в соответствии с которыми он теперь не имеет права на льготы. Дело, оказывается, в том, что до  выхода на пенсию Шпалов жил в благоустроенной квартире, а выйдя на заслуженный отдых, перебрался в частный сектор. Фиксация благоустройства в день выхода на пенсию в соответствии с новыми поправками как бы и считается отсутствием прав на пайковый уголь. Якобы именно такой закон придумали кузбасские депутаты Государственной Думы Владимир Мельник и Дмитрий Исламов. Вот только в обновленном тексте ни Шпалов, ни другие пенсионеры никак не могут найти этих строк, вдруг ухудшивших их социальный статус.

Как-то странно устроены мозги тех, кто выбил себе возможность распоряжаться недрами страны – стараться не отказывать ни в чем себе любимым и максимально ограничивать права тех, кто непосредственно был занят производством материальных ценностей. Ссылаясь при этом еще и на поправки к закону, как бы облегчающие участь малоимущих. Куда смотрят депутаты, прокуратура, позиционирующие себя как защитники гражданского общества? Кого винить в резко изменившейся вдруг ситуации со льготами – президента? Ясно пока лишь одно: журналистам эту проблемную глыбу точно не свернуть.

Владимир Васильев

На снимках: вместо ответов по существу пенсионеры получают такие вот бумажки, из которых ничего не могут понять. Уголь, который больше не греет часть пенсионеров Киселевска.  

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here