Наиболее оптимистично настроенные члены некоммерческой организации «Совет рабочих комитетов Кузбасса», о возрождении которой мы уже рассказывали, надеялись в конце минувшей недели получить регистрационное свидетельство, закрепляющее статус. Но…
С одной стороны, учредительная конференция, состоявшаяся в связи с 30-летием со дня первых забастовок в Кузбассе, оказалось довольно приятной новостью для тех, кого категорически не устраивает доминирующая роль одной партии. Как и все отчетливее проявляющие себя в связи с этим политические, экономические и социальные проблемы в обществе.
Представлялось, что в рядах оппозиции появляется еще одно движение: причем, состоящее из испытанных и закаленных «бойцов», которым в свое время оказалось под силу стать авангардом кардинальных перемен в стране. Тогда казалось, что мы уже навеки попрощались с однопартийностью, с имитацией выборов, с несменяемостью различного уровня лидеров под унижающие великую страну восклицания обслуживающего персонала: «Если не он, то кто?». Да, уже ветераны. Да, здоровье не то, что в конце 80-ых прошлого века. А накопленный политический опыт? А житейская мудрость, которая приходит именно с годами? А учет тех ошибок, через которые довелось пройти, чтобы не повторять их в будущем?
Однако Совет в своих первых заявлениях, продемонстрировав озабоченность текущей ситуацией в регионе и стране, даже намеком не выразил своего отношения к «руководящей и направляющей», не говоря уж о ее вождях. Но сам данный факт, свидетельствующий о том, что могут объединиться люди из разных городов когда-то мятежного региона, чтобы аккумулировать все претензии провинциального общества к власти, переполошил, видимо, не одно федеральное ведомство.
Не прошло и месяца, как появились первые московские гонцы с предложением не ограничивать деятельность Кузбассом, а выйти на всероссийский уровень. Так и пахнуло нафталином: чуть ли не в открытую предлагалось проявить себя последователями Игоря Холманских с Уралвагонзавода, чтобы «вместе с мужиками» разгонять «белоленточников» (новейшая история, Нижний Тагил, 2011 год). Естественно, ради стабильности и процветания в обществе. «А «мудрое руководство» движением при этом перепоручить более молодым, более энергичным и продвинутым господам. Жителям столицы, как нетрудно догадаться.
Усилия бывшего коллеги, за которыми даже не скрывался меркантильный интерес, не оценили и отправили ни с чем. Но оказалось, что теперь за каждым телодвижением, за каждым словом членов Совета рабочих комитетов Кузбасса внимательно следят. Нет, еще не как за жителем Апанаса и одним из инициаторов движения против разрезов Владимиром Горенковым – поставив служебную машину напротив дома. Пока несколько проще: просто разбирают по фразам все публичные выступления ветеранов, пытаясь найти в них скрытый смысл. А каким он, этот скрытый смысл, в итоге окажется после незамысловатой игры вип-чиновников в «глухой телефон» – террористическим или шпионским – это уж как получится.
В одном из интервью нашему изданию член исполкома Совета рабочих комитетов Кузбасса и бывший губернатор Кемеровской области Михаил Кислюк, рассказывая о задачах, которые ставит организация на первом этапе, отметил, что прежде всего необходимо идти в рабочие коллективы и объяснять людям, почему та заработная плата, которую они получают, значительно ниже уровня коллег из развитых стран. Ведь в основе такой ситуации уже давно лежит не низкая производительность труда, а непомерные аппетиты собственников, которые разместили свои «кошельки» за рубежом. И абсолютное бездействие со стороны профсоюзов. «Пока что они довольствуются крошками с барского стола, и ни о какой защите интересов и прав трудящихся не вспоминают, — сказал, в частности, Кислюк. — Собственники удовлетворяют большинство их личных потребностей, а рабочие, чьи интересы они должны защищать, как будто и забыли о существовании профсоюзов».
Ну и какому Мохначуку это понравится? Особенно, если его зовут Иван Иванович, и сидит он нынче в Москве, занимая пост руководителя Росуглепрофа. Обидно? Наверное. Но реакция чиновника оказалась вообще неожиданной. Ладно бы дал он своим бывшим коллегам просто отповедь с цифрами и фактами в руках на встрече с президентом страны накануне Дня шахтера, так нет же. Мохначук решительно напомнил о «лучших традициях», казалось бы, уже забытой предвоенной советской эпохи — доносительстве и лжесвидетельстве. Проинформировав руководителя страны о том, что «… ребята посчитали, что пора начинать будоражить. В Москве попробовали пошатать ситуацию – не удаётся. Наверное, «старшие товарищи» из‑за бугра помогли», Иван Иванович затем поставил и точку. Попросил обратить на это внимание всех там сидящих, а может, «сказать ещё дополнительно кому‑то».
Вот. А вы говорите – старперы. Видите, как человека скрючило. У нас теперь продажными считаются не те с лощеными физиономиями, которые, находясь у штурвала, если и не способствуют, то не препятствуют выводу средств за рубеж небольшой группой избранных, а простые сибирские мужики, без соли и постного масла последнюю морковь доедающие.
Был в том зале накануне Дня шахтера и губернатор Кузбасса Сергей Цивилев. Конечно же, его больше волновало, как будет оценена собственная речь, но вряд ли он пропустил мимо ушей и словесный понос Мохначука. Так что отказ в регистрации регионального общественного объединения «Совет рабочих комитетов Кузбасса» вполне можно считать ожидаемым. Впрочем, к НКО и без того власти относятся с большим подозрением.
Сегодня у нас состоится встреча с председателем исполкома Совета Юрием Комаровым. Он пообещал ответить среди прочих и на следующие вопросы: что теперь намерены предпринимать ветераны шахтерского движения; почему невозможно вести деятельность без образования юридического лица (закон это допускает); изменилось ли отношение членов Совета к событиям в регионе после того, как они поездили по городам Кузбасса, предприятиям, повстречались со многими людьми. Интервью мы планируем опубликовать уже завтра.
Владимир Максимов