Если федеральная власть действительно хочет закрепить в Кузбассе население для жизни и работы, то должна вложиться в бесплатное жильё для людей не несколькими жалкими миллиардами рублей, а куда более внушительными суммами.

В лавине майских победных новостей ушедшей недели затерялась одно небольшое событие, порадовавшее разве только новоселов юргинской четырехэтажки, куда на прошедшей неделе переселилось 24 семьи из аварийного жилфонда. Это так называемое социальное жильё. Какого оно качества? Об этом люди узнают через какое-то время, хотя те завалюхи, где они до этого жили, ещё долго будут снится им в самых страшных снах.

Сколько ещё кузбассовцев осталось стоять в бесконечной очереди на получение бесплатных квадратных метров? Осенью прошлого года были опубликованы такие официальные данные: всего в регионе до конца 2024 года по действующей сегодня региональной адресной программе должны быть расселены 1 344 дома (485,6 тыс. кв. м). Это позволит более 25,5 тыс. человек переехать из аварийного жилья. Программа действует с 2019 года, уже расселены 5 908 человек из 121,88 тыс. кв. м аварийных домов. В общем, не густо.

Думается, однако, что областные чиновники вряд ли представляют истинное число жителей шахтерских городов и поселков, оставшихся в продуваемых всеми ветрами домах, по каким-то критериям не признанных аварийными или ветхими, но реально таковыми являющимися. Поэтому для тех, кому не «повезло» родиться и жить в довоенных и послевоенных бараках, облепляющих не только окраины, но и центры многих наших городов, для обретения крыши над головой осталась только ипотека. Проценты по ней из-за повышения ЦБ России учетной ставки тоже за последние месяцы изрядно увеличились, поэтому потенциальным новоселам пришлось брать в долг значительно больше. По данным бюро кредитных историй, в феврале текущего года по сравнению с февралем 2021 года средний размер выданных ипотечных кредитов в Кузбассе вырос на 38,3% — с 2 098 628 рублей до 2 902 231 рублей.

Судя по всему, новым заемщикам и этой суммы будет сегодня уже недостаточно, потому что Кемеровостат подсчитал: в I квартале 2022 г. по сравнению с предыдущим кварталом цены на первичном рынке жилья по Кемеровской области-Кузбассу увеличились в среднем на 37,2%, на вторичном – на 32,0%. Квадратный метр на первичном рынке стоит сейчас 88 601 рубль (удорожание к I кварталу 2021 г. на 59,6%), на вторичном – 73 584 рубля (53,6%). Если сравнить с ценами даже двухлетней давности, то результат будет ещё более удручающим. Так что в социальном жилье нуждается сейчас куда большее число семей, чем очередников на его получение.

«Волость» уже не раз писала о том, что ставка по ипотеке в сибирских регионах, в том числе и в далеко не самом благополучном по качеству жизни Кузбассе, могла бы быть значительно ниже, чем в среднем по России. А по большому счету все те, кто здесь родился и собирается работать, должны получать от государства бесплатное жильё. Только так у федеральной власти, которая строит планы нового заселения Сибири и Дальнего Востока, а также строительства здесь новых городов остается надежда на то, что сосредоточенные на этих территориях природные богатства будет кому добывать. Однако все эти словеса про «льготные ставки» остаются пока только в планах и перспективах.

На днях бывший депутат от Кузбасса Нина Останина заявила, что в Госдуме готовят закон о социальном найме квартир для молодых семей.  По её мнению, для решения жилищных проблем молодых семей нужен федеральный закон, поскольку ипотека всех проблем не решит. Нужно социальное жилье, построенное за бюджетный счет. Эти квартиры должны передаваться молодой семье, которая встала в очередь на получение жилья. Форма — социальный найм, без права приватизации и продажи. Но при этом молодые семьи должны иметь право жить там столько, сколько считают нужным, передавая его детям, внукам — опять же без права приватизации и продажи.

По сути дела, этот вариант — повторение пройденного этапа строительства жилья в СССР. Напомним, начиная с 1956 года, у нас в области ежегодно строилось более 1,2 миллиона квадратных метров бесплатного жилья. Особенно продуктивно работали строители в 50-е и первую половину 60-х годов, когда строилось более 1,5 миллиона квадратов — в основном «хрущевки», большая часть которых уже должна быть признана «ветхими и аварийными», поскольку давно уже пережила заложенные архитекторами сроки эксплуатации.

После 60-х произошел небольшой спад, после которого новая волна строительства бесплатного жилья не спадала вплоть до начала 1990-х. Тогда строилось немного меньше полутора миллионов в год, но это жильё было другого качества и планировки. Заметим, что многие семьи получали тогда же свои первые 18-20 квадратных метрах в общежитиях, в которых до сих пор находят спасение многие семьи.

Сейчас ни о какой «новой волне» строительства жилья речь вообще не идет. То жильё, которое все-таки возводят, стоит не дешевле, а часто куда дороже (в силу суровых климатических условий и повышенной сейсмичности), чем, например, в более мягкой по климату европейской части России. Разумеется, люди выбирают там, где климат лучше, а доходы никак не меньше, чем в Кузбассе, а часто даже выше. Так что при таком подходе жить в нашем регионе в перспективе останутся одни пенсионеры.

Сергей Борисов

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here