Кузбасс занял предпоследнее место среди других российских регионов по динамике налоговых поступлений в бюджет за январь-май 2020 г.

По сравнению с аналогичным периодом прошлого года налоговый ручей усох на 26%. В бюджет поступило 57,5 млрд рублей. Напомним, что в конце июня Законодательное собрание Кузбасса снова пересмотрело бюджет и утвердило доходы на 2020 г. в сумме 162 222 070,1 тысяч рублей, а дефицит – 31 241 419 тысяч рублей, или 27,4% от объема доходов. Судя по всему, скоро снова соберутся депутаты, чтобы переписать уже написанное.

Как говорят, новость эта вполне ожидаемая, потому что налоги у нас от угля – чуть ли не единственного товара, который горняцкий край может предложить миру. Сейчас мир в кризисе, и спрос на уголь упал, что бы там не говорили о перспективах в странах Азиатско-Тихоокеанского региона. Это, как если бы мы экспортировали в «Забугорье» хомуты и подковы для лошадей, а они там в это время дохли одна за другой. Дохлым лошадям подковы не нужны… Хомуты – тем более.

То, что экономика углепотребляющих стран Азии находится в коматозном состоянии и не скоро выберется из него, «не знают» разве что в Кузбассе, да ещё в правительстве РФ. Чуть больше месяца назад, например, руководитель правительства Мишустин (сайт правительства) утвердил программу развития угольной промышленности России до 2035 года. Добычу угля собираются увеличить с 439,3 млн тонн в 2018 году до 485 млн тонн к 2035 году — по консервативному сценарию, или до 668 млн тонн — по оптимистичному сценарию. «Прогноз по экспорту составляет от 259 млн до 392 млн т соответственно», — говорится в сообщении. Когда премьер подписывал программу, то знал, что добыча катастрофически падает. На клоуна г-н Мишустин вроде бы не похож, но зачем-то излучает искусственный оптимизм на людей, которым давно уже не смешно. Хотя, предположим, что он искренне так считает.

Но мы в Кузбассе — люди очень приземленные, и в чудеса бумажные не верим, потому что не помним случая, чтобы задумки и планы хоть правительства, хоть губернаторов хотя бы изредка сбывались. Кроме того, читать умеем, и самые простые выводы из этого делать тоже не потеряли способность. А какой вывод напрашивается из сообщения, что Британия впервые за 230 лет отказалась от угля, и уже 2 месяца обходится без его сжигания для получения энергии? Благодаря росту выработки электричества солнечными батареями и ветряками, потребление упало настолько, что промышленности хватает электроэнергии, полученной с помощью альтернативных источников. Правительство Соединенного королевства наметило закрытие всех угольных электростанций к 2024 году.

Или вот из этого: общее потребление угля в мире за год сократилось на 0,6%, однако его производство выросло на 1,5%, что привело к падению мировых цен на этот вид топлива. В результате объемы мировой торговли углем сократились в 2019 году на 1,3%, что стало первым снижением с 2015 года. Сильнее всего сократили экспорт угля США, Австралия и Колумбия, импорт — страны Европы, Япония и Южная Корея. Внутреннее потребление угля продолжило расти в Китае, Индонезии и Вьетнаме, а также в Индии, где прирост оказался минимальным с 2001 года.

Ну и вишенка на торт: кто ещё помнит, как наш губернатор («Волость» неоднократно возвращалась к данной теме) рисовал замечательные перспективы кузбасскому углю в Японии? Как оказалось, Япония к 2030 году намерена закрыть 110 из 140 своих угольных электростанций. Ранее Япония утвердила стратегический план о сокращении выбросов углекислого газа. СМИ сообщили, что «российское правительство считало Японию перспективной с точки зрения наращивания поставок. Российские поставщики ожидают, что потребление увеличат другие страны региона».

Впрочем, никто не собирается валить все неудачи и просчеты на нынешнего губернатора Цивилева. Он попал в Кузбасс как раз в то время, когда мировые цены уже двинулись вниз и повлиять на это ни он, ни правительство никак не могли. Но сейчас недополученные поступления в бюджет надо будет чем-то компенсировать. А какая отрасль у нас безубыточна? Из более-менее значимых – таковых вообще нет. Предыдущие тучные годы, когда уголь стоил в разы больше, никак не отразились ни на доходах людей, живущих в Кузбассе, ни на бюджете, а заметно обогатили лишь бенефициаров. В итоге, нам – разоренные земли и заброшенные шахты, им — золоченые виллы и яхты.

Александр Сусоев

1 КОММЕНТАРИЙ

  1. Для многих уже не секрет, что ассамблея ООН приняла решение о прекращении использования каменного угля как источника получения тепловой энергии, т.е. предложила странам мирового сообщества отказаться от сжигания угля.Многие страны уже приняли такое решение, а Голландия к примеру, приняла решение до 2025 года полностью отказаться доже от двигателей внутреннего сгорания перейдя на электромобили. Уже не вызывает удивления решения принимаемые, как мененжерами государства так и управляющим региона, в отношении решения проблем угольной отрасли и занятости населения. Это надо же быть таким «МУДРЫМ», что бы в кризис, утвердить Министерство угольной промышленности Кузбасса.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here