Итоги прошлого года приводят к выводу, что приватизация угольной отрасли Кузбасса в течение почти трех десятков лет принесла жителям региона много личного горя, усугубила экологическую ситуацию и не внесла кардинальных перемен в жизнь шахтерских городов.
Угольные компании Кузбасса добыли в минувшем году всего 220,7 млн тонн. Эти данные стали известны после опубликования отчета регионального министерства угольной отрасли. Таким образом, по сравнению с прошлым годом добыча снизилась почти на 30 млн, но ещё резче – почти на 35 млн тонн — скорость отката назад видна по сравнению с рекордным по добыче 2018 годом, в течение которого было выдано на-гора 255,3 млн тонн. В отчете министерства угольной промышленности региона не уточняется, сколько всего за год отгружено топлива потребителям и сколько его осталось лежать на складах, поэтому можно предположить, что ситуация с этими показателями вообще аховая, о чём «Волость» не раз писала в течение минувшего года.
И дело тут вовсе не в борьбе с эпидемией COVID-19, а в недальновидной стратегии, выстроенной на увеличении объемов добычи и пропускной способности железных дорог — особенно в восточном направлении. Никаких наукоемких проектов по глубокой переработке угля за почти три десятка лет, прошедших после приватизации многомилионных запасов топлива, так и не случилось. Угольная отрасль Кузбасса осталась такой же примитивной, каковой и была весь 20 век: много пыли, отвалов, выбросов метана, чудовищное загрязнение окружающей среды, низкая по сравнению с конкурентами производительность труда, высокая профессиональная заболеваемость. Рекордными за всю историю были лишь аварии.
Напомним, что в марте 2007 года авария на шахте «Ульяновская» унесла жизни 110 человек, в мае того же года на шахте «Юбилейная» погибло 38 человек, а в мае 2010 года рванула шахта «Распадская», где траур объявили по 91 шахтеру. Вот и все «достижения» от передачи угольных предприятий в частные руки.
Сразу оговоримся, дело не в том, что государство управляло бы угольными предприятиями лучше, а в том, что большинство новых собственников оказалось типичными выскочками из партийной, комсомольской и управленческой советской номенклатуры, которым недра Кузбасса достались не по предпринимательским или профессиональным талантам, а по иным качествам, хорошо известным в нашем отечестве. Именно поэтому они лишь перенаправили прибыли от реализации угля в свои карманы и не заморачивались другими проблемами, давно назревшими в Кузбассе – экология, увеличение качества жизни и рост доходов населения.
Например, в октябре заработок занятых в отрасли работников составил 59 383 рубля (по официальным данным статистики), или в пересчете к сложившемуся на сегодняшний день курсу – чуть более 800 доллара США. В то время как в самих США средний заработок в отрасли превышает 6 000 долларов. В других угледобывающих странах, где шахтами и разрезами управляют настоящие предприниматели, заработки горняков тоже в разы выше. Предвидим возражения, мол, сравнения некорректны — там заработок складывается при других ценах, налогах, уровне производительности… На что у нас встречный вопрос, на котором мы постоянно заостряем внимание: а какой длины яхты у владельцев тамошних угольных предприятий? Сколько зарубежных футбольных клубов содержат шахтеры Австралии или Германии? И есть ли у них многомиллионные офшорные заначки?
Что светит угольщикам Кузбасса в ближайшей перспективе? Пока абсолютно ничего позитивного. На прошлой неделе, например, в СМИ проскользнуло небольшое сообщение о том, что в прошлом году более 120 международных банков и инвесторов опубликовали декларации, в которых заявили, что до 2023 года не будут инвестировать в угольные производства. В заявлении уточнялось, что касается это, прежде всего, энергетического угля. Почему? Да потому что уголь – один из главных загрязнителей окружающей среды. Это касается не только сажи и отвалов породы, но и выбросов метана – главного парникового газа.
Это решение подтверждается текущими показателями: инвестиции в основной капитал за январь-октябрь 2020 по сравнению с 2019 годом снизились в Кузбассе примерно на 10%. Так что постоянные заклинания о том, что после модернизации Восточного полигона кузбасский уголь наконец-то потечет широкой рекой в страны АТР, пусть останутся на совести тех, кто эти заклинания произносит.
Борис Егоров