«Кузбасская птицефабрика» оштрафована Россельхознадзором на 200 тысяч рублей за порчу земель сельскохозяйственного назначения. Материалы о превращении 4 гектаров в свалку для куриного помета представила межрайонная природоохранная прокуратура, проведя очередную проверку по жалобам жителей Новоильинского района Новокузнецка.
В относительной близости к этому жилмассиву расположены «Кузбасская птицефабрика» и «Кузбасский бройлер» (но уже на территории Красулинского сельского поселения). Вопрос о том, какое из двух предприятий отравляет здешний воздух запахом перепревшего помета, выясняется давно. Заодно никак не могут определить, отчего такая вонь — от «безлицензионного складирования отходов» или от дюже полезного «внесения удобрения в почву», на чем настаивают птичники. На этот раз посчитали, что порчу навела «Кузбасская птицефабрика». Её и подвергли штрафу.
Но, судя по величине экологических штрафов, золотые яйца несут все-таки не птицефабрики, а золотодобычные промыслы. По данным пресс-службы регионального правительства, в уходящем году сумма начетов за ущерб природе, нанесенный старательскими артелями, составила 2,8 млн рублей. За год проверки были проведены в отношении 13 таких предприятий из Тисульского, Таштагольского и Гурьевского районов области. Выявлено множество нарушений. Компании сбрасывали воду из отстойников и размещали отвалы на подтопляемых площадях. Из-за этого многие таежные реки и ручьи обрели вид мутных, а то и просто грязевых потоков, причем, это продолжалось порой неделями.
Летом правительство Кузбасса было вынуждено просить Министерство природных ресурсов и экологии РФ приостановить выдачу лицензий на пользование недрами на месторождениях россыпного золота на территории региона. Подействовало: Роснедра прекратили раздачу лицензий по заявительному принципу. А то ведь дело дошло до того, что практически любой обладатель статуса ИП, имея самое смутное представление о природоохранных требованиях в старательском деле, мог организовать золотодобычу, минуя аукцион или конкурс.
Было бы совсем не лишне ужесточить и выдачу лицензий на эксплуатацию угольных участков, чего давно добиваются кузбасские экологи. Сегодня эти «конвейерные торги» фактически поощряют варварскую по своим экологическим последствиям угледобычу. Больше того, сплошь и рядом ради более перспективных залежей оставляется в недрах уголь, который в будущем уже невозможно будет извлечь.
К сожалению, штрафы, коими порой облагаются угольные компании за те или иные экологические грехи, не идут ни в какое сравнение с ущербом, который они наносят природе и среде обитания человека в реальности. Какие уж там «четыре птичьих гектара»…