Жителям нашего региона после недавних дружественных рукопожатий губернатора Сергея Цивилева с некоторыми федеральными чиновниками стало на родной земле жить еще тревожнее. Потому что встречи эти касались реанимации строительства Крапивинского гидроузла, пуск которого может обернуться изменением не только климата в сибирском регионе, но и более серьезными экологическими последствиями.

Пресс-служба правительства Кузбасса не без налета гордости распространила новость, от которой многим, кто давно в этой тревожной и неоднозначной теме, стало не по себе: «Правительство Кузбасса и РусГидро договорились о сотрудничестве по проекту Крапивинского гидроузла. Подписи в соглашении поставили губернатор Кемеровской области-Кузбасса Сергей Цивилев и председатель правления – генеральный директор РусГидро Николай Шульгинов».

В соглашении стороны признают приоритетной задачей реализацию проекта по завершению строительства Крапивинской ГЭС. По официальной версии, подписанию документа предшествовало проведение исследовательских работ по оценке состояния сооружений гидроузла, результаты которых подтвердили возможность их использования для завершения строительства. Также было признано целесообразным увеличить мощность станции до 345 МВт за счет использования современного оборудования.

— Крапивинский гидроузел позволит решить ряд экологических проблем Кузбасса. Объект даст возможность контролировать паводки на Томи и при этом сделает реку снова полноводной. Ввод гидроузла улучшит водоснабжение городов. Плюс к этому — появится экологически чистый источник электроэнергии, гидроэлектростанция, – подчеркнул губернатор. В РусГидро напомнили, что строительство гидроузла мощностью 300 МВт на реке Томь в Кемеровской области было начато еще в 1976 году. Тогда целью было создание водохранилища, эффективного источника генерации и защиты территорий Кемеровской и Томской областей от паводков. Проектом гидроузла, который выполнил институт Ленгидропроект, предусмотрена дорога по гребню плотины, которая придет на смену паромной переправе. Строительство было приостановлено в 1989 году из-за проблем с финансированием. К тому моменту было выполнено порядка 50 процентов работ.

Обосновывая очередную затею, претендующую якобы на очередной рывок во благо каждого кузбассовца малоубедительными доводами, губернатор вместе со свитой придворных экологов вероятно не знал или намеренно умолчал о печальной истории этой самой крупной незавершённой стройки региона. Ведь еще со времен Советского Союза она вызывала немало вопросов не только у простых жителей Кузбасса, которым в конечном итоге точно не добавила бы комфорта. Достаточно вспомнить, что ради стройки будущего водохранилища было вырублено 42 тысячи гектаров леса, переселено более трех тысяч человек из 20 сел. Ломались людские судьбы, губилась природа.   

Этот проект вызвал ярые сопротивления и у известных сибирских ученых-экологов, которые с появлением в Крапивинском районе мощнейшей ГЭС, а вместе с ней и рукотворного моря предрекали радикальные изменение микроклимата в худшую сторону — с дождями и вечными туманами. Они прогнозировали уничтожение в Томи ценнейших пород рыб, изменение тектоники почвы, грозящей землетрясениями, многими другими неблагоприятными катаклизмами и даже катастрофами.

Вот лишь несколько мнений по этому поводу: «Нужно будет отнимать огромную площадь под это море. Там земля глинистая, все заболотится. Там будут тонуть, все зарастет ивняком — и никакой пользы для населения не будет… И потом, водохранилище изменит микроклимат. Полностью будет уничтожен хариус, остатки тайменя, полностью будут нарушены нерестовые возможности рыбы, — заявлял на общественных слушаниях еще в 2012 году член Общественной палаты Кузбасса, доктор биологических наук, завотделом экологии растительных ресурсов института экологии человека СО РАН Андрей Куприянов. — Вопрос нужно ставить о ликвидации ГЭС, а не о возобновлении строительства». Именно тогда учёные, представители экологических организаций и общественности приняли резолюцию, согласно которой продолжение строительства Крапивинской ГЭС было признано недопустимым.

Аргументировали свои опасения и представители соседнего региона: завкафедрой гидрологии Томского госуниверситета, доктор геологических наук Валерий Земцов заявлял, что строительство ГЭС ухудшит судоходную ситуацию и может осложнить прохождение весенних паводков около Томска: “У нас хотят сделать на Томи маловодную ситуацию в половодье каждый год. Половодье пропадает. А если не будет большой подачи воды, лед будет скапливаться и в любой момент может грозить затором и затоплением”.

“Есть основополагающие письма на федеральном уровне о нецелесообразности строительства данного гидроузла. Позиция Томской области: мы против», – говорил томский депутат Иван Кляйн. Властям Кузбасса было даже предложено инициировать обращение в правительство РФ с просьбой перепрофилировать гидротехническое сооружение в мост или же вовсе демонтировать его.

Однако все эти авторитетные, убедительные доводы и дискуссии по поводу дальнейшей судьбы сооружений Крапивинского гидроузла, уже полуразрушенных и поросших мхом, нынешним кузбасским правительством почему-то не берутся в расчет. Как игнорируются или же злонамеренно умалчиваются варианты с возможным ухудшением экологической ситуации при вводе объекта в эксплуатацию в центральной части нашего региона. Та же пресс-служба правительства Кузбасса просто доводит до нашего сведения данную информацию как о уже свершившемся факте: «На завершение возведения гидроузла потребуется пять лет с даты возобновления строительства. Ожидается, что среднегодовая выработка Крапивинской ГЭС, на которой будут установлены три гидроагрегата мощностью 115 МВт каждый, составит более 2 млрд кВт/ч. Стоимость и окончательные технические параметры проекта строительства ГЭС будут определены по итогам разработки и утверждения Главгосэкспертизой проектной документации».

А на днях губернатор Кузбасса закрепил свою позицию по реанимации этого неоднозначного строительного объекта, встретившись с министром природных ресурсов и экологии Дмитрием Кобылкиным и гендиректором Российского экологического оператора Ильей Гудковым. На этой встрече он также обсуждал тему завершения строительства Крапивинской ГЭС.

Как видим, на этот раз судьба гидроузла, как и наше незавидное будущее от возможных последствий его эксплуатации практически предрешена. Без широких обсуждений, референдума и консультаций с учеными и экологами, как это было еще несколько лет назад.  

Сергей Маринин

1 КОММЕНТАРИЙ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here