На дальневосточном экономическом форуме Владимир Путин объявил, что до конца этого года власти запустят на Дальнем Востоке специальную ипотечную программу для молодых семей со ставкой 2%. Понятное дело, эту новость федеральные СМИ подают как великое благодеяние госвласти, как очередной «прорыв», как «неустанную заботу о молодежи»…

Порадуемся за дальневосточников, но сразу зададим вопрос: а как же Сибирь и Кемеровская область, в частности? У нас что — молодежь богаче, или проблемы с жильем не такие острые, как на Дальнем Востоке? Да нет, всё так же, или даже намного хуже из-за отрицательной экологической нагрузки. Однако для молодых семей в Кемеровской области, попавших под федеральный проект «Финансовая поддержка семей при рождении детей», а также нацпроект «Демография», льготная ставка по ипотеке может быть снижена только до 6%. Недавно объявлено, что в 2018 году такую ипотеку смогли оформить 64, а с начала текущего года — 80 семей. То есть шуму — на миллион, а реальной пользы – на грош.

Понятно, что «ипотечные льготы» – без кавычек это понятие в наших условиях толковать никак нельзя – отнюдь не какое-то благодеяние власти и президента, а мера вынужденная и уже запоздалая, потому как люди, а молодежь — особенно, при первой возможности покидают Дальний Восток. Как и Сибирь, и никакой «льготной ипотекой» эту тенденцию пока переломить не удается.

В Кузбассе идет не только естественное вымирание населения, но и миграционная демография давно уже находится в отрицательной зоне. Многие уже забыли, что в конце 1880-х и начале 1990-х Кемеровская область была самой населенной за Уралом, где проживало более 3,1 миллиона человек, а сейчас уже меньше 2,7 тысяч. Отток населения в немалой степени идет и из-за того, что власти никак не удается решить жилищную проблему. Сколько песен перепето про переселение людей из ветхого жилья, а многие бараки в шахтерских городах и поныне стоят там, где были поставлены ещё в предвоенных годах. «Хрущевки» уже превратились или превращаются в такие же бараки, объемы строительства снижаются, а ипотека для большинства остается грабительской — все те же 10%. Не случайно её называют новым крепостным правом.

Понятно, что многие молодые семьи в Кузбассе уже никакие 6% и даже 2% для всех желающих не удержат. К острейшим экологическим проблемам следует отнести и многочисленные культурно-образовательные минусы. Например, давно уже даже в российских рейтингах кузбасские вузы находятся очень далеко от лидеров. Учиться в них непрестижно, да ещё и отнюдь недешево. Лучше уж потратить деньги на образование детей или поближе – В Новосибирске, Томске, или вообще уехать из Сибири. Многие так и поступают. Понятно, что вслед за детьми, отправившимися на учебу, в другие регионы постепенно перебираются родители. Но и все это вкупе — только маленькая часть острейшей демографической проблемы в Кузбассе.   

В общем, если государство хочет решить проблему удержания территорий за Уралом, то нужно не туризм развивать и не балетные училища строить, а весьма серьезно вложиться. Процентные ставки по ипотеке здесь давно уже нужно было сделать «нулевыми», а в таких городах как Киселевск, Белово, Прокопьевск ещё и приплачивать за желание молодых остаться жить и работать.

Однако, есть серьезное подозрение, что очередное ипотечное шевеление – попытка купить политический рейтинг за три копейки.

Александр Сусоев

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here