В последнее время в регионе вроде бы делается немало, чтобы засвидетельствовать факт неустанной заботы администраций различных уровней о будущем детей-сирот. Не случайно же ударными темпами их начали обеспечивать квартирами, чему было посвящено немало телерепортажей и проникновенных публикаций. Увы, у реальности с пиар-акциями мало общего.   

Пресс-служба администрации Кемеровской области летом минувшего 2019-го года по поводу обеспечения жильем детей-сирот сообщила следующее: «…Планируется предоставить 1 387 квартир кузбассовцам данной категории. «Это беспрецедентная для Кузбасса сумма. На данный момент муниципалитетами приобретено 462 квартиры в строящихся домах. В этом году уже въехали в квартиры более 170 сирот», — отметил заместитель губернатора по строительству Глеб Орлов. Так, в мае текущего года в поселке станции Егозово Ленинск-Кузнецкого района 18 семей отметили новоселье. Обладателями нового жилья там стали дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей. В Кемерове завершается строительство 9-этажного жилого дома на ул. Менжинского Кировского района, в котором часть квартир предусмотрена для передачи детям-сиротам. В конце июня в Междуреченске ключи от собственного жилья получат 33 семьи детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В Новокузнецке на 1 июня 2019 года приобретено 150 однокомнатных квартир для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей…»

Посмотрев на официальные цифры, можно было бы только порадоваться за тех, кого государство посчитало нужным обеспечивать бесплатным жильем. Однако областные власти, опубликовав данную статистику, мягко говоря, лукавили. Ведь большинство из тех самых 1 387 сирот вряд ли дождались бы собственных квартир, не вмешайся в решение этой проблемы прокуроры, суды и судебные приставы. Именно с их подачи и по судебным решениям чиновники и были вынуждены вспомнить о своих прямых обязанностях. Что, кстати, на днях официально зафиксировано в отчете по итогам работы за 2019-й год в службе судебных приставов: «Судебными приставами УФССП России по Кемеровской области-Кузбассу в 2019 году окончено фактическим исполнением 726 исполнительных производств о предоставлении жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. Наибольшее количество квартир детям-сиротам в 2019 году было предоставлено в Новокузнецке — 182, Прокопьевске — 145, Белове — 60,  Кемерове — 51 и Мариинске — 45». 
Однако, как отметили в ведомстве: «Вопрос о предоставлении жилья детям-сиротам продолжает оставаться особо актуальным и социально значимым. В связи с этим исполнение судебных решений данной категории является одним из приоритетных в деятельности УФССП России по Кемеровской области-Кузбассу». 

Как видим, чиновники из разных территорий, наперегонки, словно соревнуясь друг с другом, рапортующие о своих достижениях в деле заботы об обеспечении жильем детей-сирот, на самом деле в большинстве случаев выделяли им квартиры только после судебных вердиктов, а отнюдь не по своей доброй воле.
В Березовском, к примеру, недавно двум сиротам получить квартиры помогла только местная прокуратура. После чего было распространено следующее сообщение: «…Двое сирот, включенных органами местного самоуправления района в списки на предоставление жилых помещений, обеспечены ими не были. Прокурор направил в суд исковые заявления об обязании администрации обеспечить сирот жильем. Решениями суда требования прокуратуры удовлетворены в полном объеме. В дальнейшем исполнение решений суда находилось на контроле прокуратуры. В результате, двум детям-сиротам предоставлены благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда, отвечающие установленным санитарным и техническим требованиям. Всего в 2019 году по требованию прокурора г. Березовского жилье предоставлено пяти сиротам».

Такая же ситуация и по другим территориям региона, где только через судебные решения, боясь понести за их неисполнение наказание вплоть до уголовного, чиновники хоть и нехотя, но направляют федеральные деньги на покупку жилья для шагнувших во взрослую жизнь бывших детдомовцев. Имея при этом наглость приобщать случившееся к разряду своих личных заслуг. Горько видеть, как обращают они такие новоселья в праздники во славу себя любимых, приглашая на них либо губернатора, либо его заместителей.

Да, немало детей-сирот, которые долгие годы с помощью прокуроров и судов добивались положенного им от государства жилья, все-таки были осчастливлены в ушедшем году квартирами. Жаль, что далеко не все им рады. В ряде случаев сиротские дома были построены отвратительно, с многочисленными недоделками. Значительная часть из них сразу же после ввода в эксплуатацию уже нуждалась в серьезном капитальном ремонте: в квартирах для сирот выезжающие по обращениям комиссии отмечали сырость, плесень, холод, течь крыш, грязную водопроводную воду, которую не только пить невозможно, бытовая техника от неё ломается.

Вряд ли можно назвать случайным и тот факт, что часть таких домов-новостроек находится на задворках городской инфраструктуры, как в том же поселке Егозово Ленинск-Кузнецкого района. Там рядом нет ни магазинов, ни детских садов, ни школ, проблематично новоселам даже добраться на работу в город, который расположен на расстоянии пяти километров. Потому-то заселенные сюда под фанфары чиновников сироты называют свой дом не иначе как страшное гетто.

Корреспондент «Волости», беседуя с одним из местных чиновников в райцентре на северной территории Кузбасса, сразу после торжества по случаю новоселья детей-сирот, поинтересовался, отчего для этих категорий льготников дома строятся как попало и по странным проектам. Перегородки в квартирах гипсокартонные, нет ни балконов, ни лоджий, отделка и сантехника копеечные. На что мне ответили: «Пусть радуются и такой халяве! Такие дома строятся обычно по специальным эконом-проектам, там не до изысков, лишь бы крыша была над головой…».

По нашим данным, сегодня еще около 13 тысяч сирот в Кузбассе стоят в очереди на получение жилья. Сколько из них смогут дождаться новоселья в нынешнем году, какие еще новые жилищные гетто на задворках цивилизации им будут определены в этот раз, прогнозировать сложно. Но то, что данный процесс мало зависит от усердия властей и их степени заботы о сиротах, кажется, усвоили уже все. 

Сергей Маринин

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here