Когда жители поселка Наша Родина, что в Яйском муниципальном округе, читают и слушают красноречивые выступления губернатора Кузбасса Сергея Цивилева, касающиеся новых грандиозных строек и неустанной заботы регионального правительства о населении, им остается лишь горько вздыхать. Дело в том, они уже не один год живут в состоянии, близком к самоизоляции — без всякого пришествия коронавируса. Да и строек у них в округе давно никаких не наблюдается. Как, впрочем, и на большинстве других территорий, за исключением Кемерова.

Нынешней весной жители поселка Наша Родина в отчаянии обращались к властям всех уровней спасти их от многочисленных бед, связанных с отсутствием надежной и безопасной переправы через реку. Ситуация для не такого уж малочисленного населенного пункта и впрямь экзотическая, если всерьез считать Россию (а уж Кузбасс, тем более) начала XXI века богатой и процветающей: живут они на правом берегу реки Яя, а на левом – райцентр, до которого в последнее время добираться им стало крайне опасно.

Как рассказывают старожилы поселка, некогда надежный подвесной мост, построенный больше 60 лет назад, ни разу в ходе своей эксплуатации не ремонтировался, и в итоге пришел в аварийное состояние. Ржавые металлические канаты, на котором держится вся конструкция сооружения, провисли едва ли не до самой воды и могут в любой момент оборваться. А уж перейти через этот мост, если нужда приспичит обратиться в больницу, купить продуктов или еще по какой надобности – нужно иметь немалое мужество и мастерство циркачей-канатоходцев. Даже в безветренную погоду от каждого шага этот мост качается, грозя в любой момент сбросить пешехода в реку.

Семенят через этот мост пешеходы только гусиными шагами, держась за хлипкие поручни. Детей переводят в школу или в детский сад тоже с большой опаской, заставляя их как можно крепче держаться за подолы платьев или штанины сопровождающих. Корреспондент «Волости» тоже набрался мужества, чтобы преодолеть эту ветхую переправу и ощутить на себе, каково сегодня приходится жителям поселка. Было, признаться, страшновато, но перебраться на другой берег и вернуться обратно все же удалось без трагических последствий.

Брошены и позабыты

Жительница поселка Наша Родина Татьяна Смирнова рассказала, как с этого моста упали возвращающиеся из школы две девочки — вместе с портфелями, которые инстинктивно бросать страшно из-за боязни быть наказанными дома. И едва не утонули — к их счастью, подоспевшие взрослые помогли детям выбраться на сушу. Не раз падали с него и взрослые. Сама она всегда с огромной осторожностью переводит по мосту внуков. Было дело, когда в сильный ветер подвесной мост переворачивался, а при большом половодье полностью скрывался под водой. И обо всех этих аномалиях прекрасно известно местным властям.

Но больше всего жители поселка, отрезанного от «большой земли», боятся чрезвычайных ситуаций. Случись пожар или с кем-нибудь недуг серьезный — ни пожарную команду, ни «скорую помощь» им не дождаться. Показывая на один из недавно обгоревших домов, они рассказывают, что в ожидании прибытия спасателей тушили его всем поселком, таская ведрами воду из ближайших луж и канав. Те же по окружной дороге смогли добраться до объекта только через полтора часа — капитальный мост находится в десятках километров от поселка. Дом спасти, естественно, не удалось.  

Местная прокуратура еще в 2018 году признала этот подвесной мост небезопасным для жизни и здоровья жителей, потребовав немедленно его оградить – то есть, запретить пешеходам по нему передвигаться во избежание трагедии. Чиновники это предписание проигнорировали. Видимо, понимая, что если закрыть пешеходное движение по мосту –  значит, оставить целый микрорайон поселка полностью отрезанным от цивилизации, а по сути – брошенным на произвол судьбы. Однако никаких попыток провести ремонт моста или построить новый — надежный и безопасный – они с тех пор так и не предпринимали.

В подвешенном состоянии

Представитель администрации Яйского округа Олеся Шкребтий, отвечающая за вопросы ЖКХ и строительства на данной территории, говорит, что для сооружения нового моста нужно не менее 380 миллионов рублей. В местном бюджете, как заверяет, таких денег не найти, поэтому и добрых перспектив с благополучным решением этой проблемы нет. Ну а то, что дети и взрослые ежедневно рискуют своими жизнями, вынужденно курсируя по аварийному мосту, чиновников, видимо, не волнует. Сами-то они там никогда не ходят, и детей своих через опасную переправу не водят.

Между тем, жители поселка Наша Родина, наслушавшись на днях оптимистичных речей губернатора о великих планах по бурному развитию строительной отрасли в регионе, теперь надеются, что, возможно, хотя бы областные власти их не оставят в беде. Ведь не одними же мифическими и недосягаемыми для провинциальных жителей кластерами, создаваемыми в областном центре, им довольствоваться. Чтобы кузбасское правительство обратило, наконец, внимание на невыносимые условия жизни обитателей отдельно взятой территории, они направили свои эмоциональные и тревожные обращения как в СМИ, так и в адрес органов власти всех уровней. И один из ответов не заставил себя долго ждать. В региональном министерстве ЖКХ и дорожного строительства пояснили: для того, чтобы построить через реку Яю новую капитальную переправу, местный муниципалитет сначала должен подготовить проектно-сметную документацию.

Увы, в том, что яйские чиновники, попавшие в так называемую «эффективную» команду губернатора, проявят расторопность и в кратчайшие сроки выполнят рекомендации областного министерства, жители сильно сомневаются. А в пример приводят показательную историю с общественным туалетом, о которой «Волость» уже рассказывала. Напомним вкратце ее суть: своими силами в Яе не смогли построить даже примитивный общественный нужник, поэтому и купили его за миллион бюджетных рублей. И вот минул уже  почти год, как не могут подключить его к коммуникациям.

Вот и выходит: если всю ответственность возложить исключительно на окружную администрацию, то история с новым мостом может растянуться еще на долгие годы. Как вариант, до тех пор, пока аварийный мост окончательно не рухнет в речную пучину, оставив целый поселок в полной «самоизоляции».

Сергей Маринин

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here