Нет, все не то, что выведено в заголовок. Правильной и к месту, пожалуй, будет следующая пословица: «Хорошо тому живется, у кого денежка ведется».   

Обеспокоенность невыполнением взятых на себя обязательств компанией «ПитерАвто», выигравшей большинство многомиллиардных лотов на перевозку пассажиров в черте Новокузнецка, нарастает с каждым днем. 18 ноября – день «Х», когда будут аннулированы прежние договора, заключенные с огромной армией местных предпринимателей, и вступят в силу новые, в соответствии с которыми править бал в городе металлургов и угольщиков будут бизнесмены из «северной столицы» страны.     

Анонсируя переход городского автотранспорта на новую схему взаиморасчётов и движения по обновленным маршрутам, глава города Новокузнецка Сергей Кузнецов в ходе встречи с журналистами в июле нынешнего года во всеуслышание заявил следующее: «Если они (победители аукционов) не покажут нам к началу октября новые автобусы, все 341 новый автобус, я просто беру и все отменяю… И либо играем новый конкурс, а их всех — в «черный» список, либо продлеваем еще на год (прежние договора), если мы не усеваем».

На календаре, как мы видим, осталось чуть больше 10 дней до этого самого часа «Х», а о начале октября, когда глава города собирался сделать ревизию положения дел в стане победителей конкурсов, и вовсе говорить не приходится. Какова же картина на сегодняшний день? Компания «ПитерАвто» (основной выгодоприобретатель от проведенных аукционов) в одном из последних пресс-релизов сообщила о готовности к выходу на линию 100 автобусов. Это при том, что в заключенном с администрацией города контракте речь идет о 280 единицах подвижного состава. Мэр Кузнецов вроде бы и обеспокоен сложившейся ситуацией, однако выполнять данное обещание «взять и все отменить» не торопится.     

Напротив, он преисполнен всяческого сочувствия к бизнесменам из Санкт-Петербурга, и в одном из последних прямых эфиров по местному муниципальному ТВ попытался объяснить причины, по которым оказались в столь сложной ситуации собственники будущих транспортных единиц, колесящих по Новокузнецку. Оказывается, 100 автобусов КАвЗ, которые должны были получить питерцы с завода-изготовителя, вряд ли в ближайшее время поступят в город – предприятие встало из-за пандемии коронавируса. Конечно же, случившееся — огромная новость для Кузнецова, которого не раз предупреждали, что проводить подобные эксперименты в такой сложный период – смерти подобно. Не случайно, практически все города-участники транспортной реформы положили данную идею на время под сукно. Но ведь мы же сибиряки…

Чтобы как-то выйти из сложившейся ситуации, компания из Санкт-Петербурга обратилась в холдинг  «РариТЭК», что в Набережных Челнах, с просьбой срочно принять заказ и поставить в Новокузнецк недостающие автобусы  Lotos. Действительно, лучше поздно, чем никогда. Правда, знающие люди уверяют, что без предоплаты в 30 процентов говорить о заключении сделки с этим уважаемым предприятием вряд ли получится. А где взять такие огромные деньжищи, которые планировалось лишь заработать в обозримом будущем в Новокузнецке?  

Отсутствие значительной части подвижного состава – лишь часть проблем, в которую может повергнуть Новокузнецк городская администрация. Отказ от прежних автобусных маршрутов, нарабатываемых годами с учетом мнения населения, в одночасье положил крест на сложившейся инфраструктуре. Некая группа «специалистов», не мудрствуя лукаво, взяла «все лучшее из мировой практики». Естественно, действуя в интересах населения, которое почему-то оказалось категорически против такого нововведения. Но кому какое дело до этих саш и вер, курсирующих по городу за свои кровные?

Как поведал новокузнечанам в преддверии вводимых новшеств на том же ТВ Денис Новохацкий, начальник отдела МБУ «Единый центр организации пассажирских перевозок», отныне будут исключены «дублирующие» маршруты, потому что это – крайне обременительно для бюджета. Под «дублирующими» понимаются солидные отклонения в конце различных маршрутов, чтобы удовлетворить потребности как можно большего числа пассажиров того или иного района. То есть, чтобы горожане могли добраться в нужную точку без пересадок.

Как заявлено, принцип работы пассажирского автотранспорта будет отныне построен по канонам большинства европейских городов: появятся так называемые магистральные маршруты, которые соединят между собой отдельные районы и основные жилые массивы, а внутри них будут организованы вспомогательные, которые позволят пассажирам за короткий промежуток времени добраться до магистральных. А уж потом…

Вы только вдумайтесь в смысл самого посыла! Если раньше пассажир платил непосредственно перевозчику деньги, и у того был интерес создать максимально удобные для него условия, то теперь все полученные с маршрутов деньги пойдут сначала в городской бюджет, а оттуда уже будут перераспределяться строго по нормативам. И потому естественной становится экономия «бюджетных» средств. Пассажир в данной схеме становится фигурой второстепенной.

Давайте попробуем посчитать, во сколько ему обойдется такая «забота».  Если прежде он платил 50 рублей за то, что его довезут до работы и обратно, то теперь, с учетом предоставленной возможности добраться до магистральных маршрутов, придется выложить уже стольник. В месяц расходы одного работающего составят более 2 000 рублей. Это если не посещать театры, стадионы, не ходить в гости. Если нет необходимости завозить ребенка в детский сад или школу, не ездить за «барахлом» по магазинам. Сколько таких людей наберется – 50 или 100 тысяч?

Помножьте исходные затраты на количество мигрирующих по городу, и вы получите весьма внушительную сумму. Даже без учета повышения платы за проезд, которое вне всяких сомнений состоится. Речь идет о нескольких миллиардов в год без учета дотаций. И тогда, может, станет понятно, почему транспортная реформа была давно задумана и будет обязательно проведена в Новокузнецке с помощью питерской команды. Вам не надо в таком случае будет пояснять, почему условия конкурса были составлены таким образом, чтобы ни один новокузнецкий предприниматель не смог получить банковскую гарантию на указанную для аукциона сумму. Мелкие они слишком, чтобы участвовать в современных игрищах.    

Евгения Шпакова

2 КОММЕНТАРИИ

  1. какие сто рублей, новость 6 ноября и уже все знают что пересадка бесплатна , глупый корреспондент

    • Вы правы, безналичная плата за проезд с благими пожеланиями реорганизаторов – еще одна проблема, которая породит немало скандалов и вряд ли будет как-то решена в ближайшее время. К тому же, если вы толковый читатель и все знаете, то вполне можете к деньгам пассажира (20 рублей) прибавить сумму из бюджетной дотации. Это местные частники обходились лишь деньгами пассажиров, питерские будут пользоваться двумя источниками.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here