Вы будете смеяться, но исследовательский центр SIMETRA снова закатил Новокузнецк на второе место в рейтинге городов России по качеству общественного транспорта.
Правда, это без учета данных за последний квартал прошлого года. Но поскольку Новокузнецк парковался на месте лидера рейтинга и прежде — весь 2022 год (!), то можно не сомневаться: SIMETRA симметрию обеспечит. По её сведениям, Новокузнецк нынче набрал уже 76,2 балла из 100 возможных и уступает лишь Перми (77,6).
При составлении рейтинга его авторы подвергли, как они выражаются, «геопространственному анализу» 61 показатель по 102 крупным городам РФ (без Москвы и Санкт-Петербурга). Система общественного транспорта Кемерова тоже, к слову, весьма высоко оценена ими – областной центр удостоили 6 места…
SIMETRA именует себя центром компетенций в области моделирования транспортных потоков и транспортного планирования. Вполне возможно, что компания заслуживает такой аттестации, но она явно не в курсе многих обстоятельств, сопутствующих «транспортной реформе», начатой в Новокузнецке три года назад и, скорее, провалившейся, чем завершенной. Не исключено, что SIMETRA попросту не получает достоверной информации из Кузбасса, и, соответственно, «геопространственный анализ» подкачал. Ведь транспортный рейтинг, если он ниже некуда, мог вылететь в выхлопную трубу, а затем за счет своей легковесности воспарить в небеса над дорогой, вводя исследователей в заблуждение.
Это первое, что приходит в голову, оценивая опубликованный рейтинг. А может, все обстоит ровным счетом наоборот, и сложившаяся в Новокузнецке ситуация ее исследователям очень хорошо знакома?
Во-первых, ООО «Симетра Групп» (бывшее ООО «A+С Транспроект») дислоцируется в Санкт-Петербурге. Как тут не порадеть землякам-бизнесменам, заключившим контракт по неслабой дойке самого мощного муниципального бюджета Кузбасса в течение 10 лет? Чувствуете, как начинает после публикации рейтинга терять свой вес мнение несчастных и вечно недовольных пассажиров, а преобладать анализ сидящих вдалеке на удобных креслах специалистов?
Здесь же следует иметь в виду, что «Симетра Групп» — отнюдь не сборище ученых мужей-бессеребренников, зависящих от федерального бюджета или перебивающихся ради великих государственных целей на подачки благотворителей. Это, во-вторых, вполне себе коммерческая организация, занимающаяся реализацией программ для анализа, планирования и управления транспортными системами. Причем, вполне успешная и практически не имеющая в стране конкурентов.
Помните одну из таких внедренных систем — «Платон», заставившую длительное время бастовать дальнобойщиков? Их работа. Почему бы не оправдать и провал так называемой транспортной реформы в Новокузнецке, если местной администрации были сначала проданы, а затем и внедрены программные разработки ptv-vision? По крайней мере, на карте одного из приложений ООО «A+С Транспроект» Новокузнецк значится в числе городов-клиентов. Как, впрочем, и Пермь, и Нижний Новгород, и Екатеринбург, и Казань, и Кемерово, обосновавшиеся во главе рейтинга. В Анапе, Уссурийске и Комсомольске-на-Амуре, которым по качеству общественного транспорта отведены последние места, этих контактов не прослеживается.
Нет, можно предположить, что руководитель Проектного офиса по развитию общественного транспорта в Новокузнецке Денис Новохацкий никаким программами не пользовался и контакты с составителями рейтинга не поддерживал. А значит, он сам, будучи ранее радиоведущим и имея образование специалиста по взаимодействию со средствами массовой информации, с небольшой группой поддержки готовил в городе транспортную реформу – производил расчеты пассажиропотока, выводил сумму потенциальных затрат при том или ином варианте внедряемых новшеств, менял маршруты, пытаясь найти оптимальный вариант для пассажиров и экономии бюджетных средств…
Тогда точно – место в рейтинге город заслужил, грех на питерцев пенять.
Александр Чагин, Кирилл Тихонов