Спор о том, что появится по соседству с кемеровским городом-спутником «Лесная поляна» — охраняемая природная территория или угольный разрез — решится в Верховном суде РФ.

Об обращении в высшую судебную инстанцию сообщил на своей последней пресс-конференции начальник окружного департамента по недропользованию («Сибнедра») Алексей Партолин. В тяжбе, которая длится не первый год, его ведомство доказывает правомерность приказа «Роснедр» об отзыве у компании «Шахта «Лапичевская» лицензии на разработку угля открытым способом на особо охраняемой природной территории, расположенной в нескольких километрах от «Лесной поляны». На стороне «Сибнедр» («Роснедр») моральная поддержка региональных властей — чиновники то и дело заявляют, что исключают появление разреза по соседству с городом-спутником. А местная власть подвела под эти речи юридическую базу: в 2018 году депутаты Кемеровского района учредили на месте будущего разреза особо охраняемую территорию «Петровско-Андреевский природный комплекс», где запрещена добыча угля открытым способом.

Собственных участков у «Лапичевской» здесь два, что добавляет нюансов в дело. Но опуская детали, можно сказать, что это власти Кузбасса убедили окружной департамент по недропользованию инициировать в 2019 году отзыв лицензии, выданной много лет назад. Правда, «Сибнедра» («Роснедра») аргументировали свою позицию в арбитражных разбирательствах не столько экологическими чаяниями, сколько тем, что угольная компания не внесла в установленные сроки определенные изменения в техническую документацию. В арбитражах «Лапичевская» утверждала, что необходимый срок для этого ей как раз и не был предоставлен. Так или иначе,  серия судов различной инстанции прошла с переменным успехом для обеих сторон.

Когда речь идет о рытье очередного угольного разреза, общественное мнение настроено, разумеется, против. Учитывая теперешнюю экологическую обстановку в Кузбассе, доводы насчет новых рабочих мест и притока налогов не слишком нас убеждают. Тем более, когда читаешь в «Коммерсанте», что учредителем «Лапичевской» является кипрская фирма Langfeld Enterprises Ltd, а контролирует виртуальную шахту гонконгская компания Siberian Mining Group. Первая и вполне понятная реакция на эту информацию: вот пусть они в гонконгской Siberian и роют котлованы.

Однако, поразмыслив, приходишь к  выводу, что наши претензии следует адресовать не только «Лапичевской», но и её оппонентам — «Сибнедрам» и властям Кузбасса. В шуме, поднятом вокруг арбитражных решений, незаметно потонула первопричина раздора. Уже никто не вспоминает, что основанием ему послужило бюрократическое двоевластие.

Дело в том, что злосчастные угольные участки «Сибнедра» выставили на торги еще в 2005 и в 2010 годах. «Шахта «Лапичевская» приобрела их в два захода. И в интервале между этими аукционами много чего произошло. В 2008 году в областной закон «О статусе и границах муниципальных образований» были внесены изменения, в соответствии с которыми территория будущего города-спутника была включена в состав Рудничного района Кемерова. Еще раньше началось проектирование «Лесной поляны». К моменту торгов в 2010 году она успела принять несколько тысяч новоселов, полным ходом шла жилая застройка, были открыты гимназия, детский сад с бассейном, зимний спорткомплекс и даже храм-часовня…

У всех на памяти реклама этого проекта, продвигаемого усилиями областной администрации и муниципальных властей: «уникальный, малоэтажный, экологичный и всего лишь в 15 минутах езды от центра Кемерова…» И тут вдруг выяснилось, что, ежели проехать еще пять минут, то картину рекламируемого будущего украсит вид на угольный разрез, который намерена оборудовать здесь «Шахта «Лапичевская».

Так что же, одна рука не знала, что делает другая? О чём думала администрация Кузбасса, когда начинала гигантский «пасторально-урбанистический проект» в 5 километрах от угольного отвода? И неужто в «Сибнедрах», выставляя на торги в 2010 году еще один участок, не подозревали о возводимом неподалеку городе-спутнике?

Да все-то ведали указующие персты. Просто каждая начальственная длань считала себя заведомо правой и самой могущественной. Это сейчас областные власти и аппаратчики «Сибнедр», что называется, рука об руку противостоят лапе…, пардон, «лапичевцам». А ведь прежде «Лесная поляна» и её окрестности были, судя по всему, чем-то вроде ковра, на котором они мерялись властными полномочиями. Точнее говоря, под ковром.

Александр Ходос

P.S. редакции. В связи с продолжающимися нешуточными баталиями хочется напомнить суть пресс-релиза, выпущенного в феврале текущего года министерством угольной промышленности Кузбасса по поводу притязаний «Лапичевской»: «Добыча угля позволяет создавать новые рабочие места, дает стимул для развития смежных отраслей экономики, вносит серьезный вклад в региональный бюджет. Но, несмотря на эти преимущества, главным критерием в принятии решения об открытии нового угледобывающего предприятия в Кузбассе является мнение жителей. Это четкая позиция Правительства региона…». Именно поэтому не только кемеровчане, но и население Прокопьевска, Киселевска, Новокузнецка, Ленинск-Кузнецкого, Белова и других шахтерских городов, которое, как ни странно, тоже имеет свое мнение на подобного рода потенциальное соседство, с большим интересом наблюдает, чем закончится эта борьба.

1 КОММЕНТАРИЙ

  1. Прослежевается одна интересная картина. В городах Кузбасса, где велось и ведетство строительство жилья, просматривается одна интересная закономерность — либо строительство ведетство в направлении разрезов либо разрезы движутся в сторону новых районов городов. Но что будет с населением когда начнется освоение новых, выведеных из сельхозугодий и переданых угольщикам, земельных отводов?

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here