Так уж у нас выходит: одним от угля щедрот до отвала, а другим только пыль да копоть с отвала. Кузбасс по уровню жизни населения по итогам 2020 опустился с 29 на 33 место среди других регионов России. В то же время наши географические соседи из Новосибирской, Томской областей и Красноярского края поднялись в рейтинге, составленном РИА Новости и опубликованном на этой неделе.
В общем, бедненько живем, очень бедненько, несмотря на то, что во время пандемии ни одно угольное предприятие в прошлом году не закрывалось на карантин, ни один завод не останавливали даже на сутки. Дым стоял коромыслом! Люди то и дело жаловались на непроглядный смог, выставляли пикеты у пылящих угольных складов. Но на их возмущенные петиции не обращали должного внимания. Ну как же?! Уголь подешевел! Прибыли снизились! Областной бюджет с дефицитом!..
Но в этом году Кузбассу подфартило: за восемь месяцев цены на энергетический уголь на мировом рынке выросли в два раза, средняя цена на продукцию черной металлургии — на 75%! Министр финансов правительства Игорь Малахов с удовольствием отметил, что прибыль организаций увеличилась в 3,2 раза к уровню прошлого года. И доходы от налогов увеличились, и бюджетный дефицит уменьшился.
А вот поди ж ты! Всё равно подавляющая часть населения, за исключением владельцев компаний и примкнувших к ним управленцев, стала беднее, хотя казалось, куда бы уж? Между прочим, задолженность по заработной плате на 1 сентября составила 99 млн рублей. При этом отмечено, что в среднем по стране реальные располагаемые денежные доходы населения снизились в 2020 году на 2,8%. Вряд ли в Кузбассе меньше, потому что мы частенько впереди других разве что по болезням да трагедиям, а по части чего хорошего – это не про нас.
Вот, например, статистика утверждает: средняя зарплата по области увеличилась до 46 662 рублей. Но ведь это то, что в бухгалтерии начислили, а если учесть налоги, то эта сумма весьма заметно скукожится. Некоторые искренне полагают, что из их зарплат вычитаются только те самые 13% НДФЛ, о которых в России твердят как о достижении. Мол, мало где есть такой низкий налог на доход. Однако на самом деле из этого начисленного заработка вычитаются ещё 22% на пенсионное страхование; 5,1% — на медицинское страхование; 2,9% — на социальное страхование; от 0,2% до 8,5% — взнос на травматизм в зависимости от тарифа. В итоге доля таких отчислений от зарплаты составляет примерно 43%! Так что если эти проценты отчеркыжить, то на руки останется получить от среднего заработка – 26 597 рублей с копейками. А ведь затем надо ещё заплатить за услуги ЖКХ, сотовую связь, без которой жизнь современного человека невозможно представить, за то, за сё… и останется в сухом остатке всего ничего – рублевая пыльца.
Но мы не учли самой главной расходной статьи большинства семей – погашение кредитной задолженности! Эксперты давно и с тревогой говорят о высокой закредитованности населения. «Волость» уже писала, что в нашем регионе ситуация с погашением кредитов весьма тяжелая. Средняя задолженность каждого жителя давно перевалила за сотню тысяч рублей. Многие отдают банкам половину и больше от заработанного. Однако про этот весьма болезненный фактор официально вслух говорить у нас не принято. Невыигрышный это показатель. Другое дело – строительство очередного стадиона, спорткомплекса, проведение фестиваля или праздника, а ещё посадка деревьев на Дальнем Востоке в честь 300-летия Кузбасса! Тут и масштаб, и незамысловатая советская плакатность: «Где не годится под пашню земля, берись за работу – сажай леса!»
Наверняка жителей Кузбасса тоже имел в виду Владимир Путин, когда признался на днях: «У нашей страны, а значит у всех нас много общих сложных вызовов. И повторю: главный наш враг, угроза для стабильного развития, для демографического будущего — это низкие доходы наших граждан, миллионов наших людей».
Напомним, что на начало 2020 года более 363 тысяч кузбассовцев получало доходы ниже прожиточного минимума – на то время 10 780 рублей. А сколько людей не вошло в их число, потому что их доход был на 5 рублей выше упомянутого минимума? Об этом можно только догадываться. Между прочим, майским указом 2018 года предполагалось снизить российскую бедность, сравнимую с нищетой, до 6,6% к 2024 году, но после начала пандемии сроки выполнения этого требования к правительству были сдвинуты на 2030 год, подтвердив известную присказку: «В России надо жить долго — до всего доживешь!»
Александр Сусоев