По данным «Медиалогии», Сергей Цивилев в рейтинге губернаторов занял в Сибирском федеральном округе по итогам года четвертое место, опустившись сразу на три позиции. Этот рейтинг, напомним, составляется на основе упоминания первых лиц регионов в средствах массовой информации и интернете.
Вообще-то обязанность вести в социальных сетях собственные личные страницы, возложенная на руководителей государственных и муниципальных структур, изначально содержала в себе вполне благородную и практическую задачу – наладить прямую связь между населением и высокопоставленными чиновниками, попасть на прием к которым бывает не так-то просто. Иными словами, предполагалось, что руководство, получив в свое распоряжение дополнительную трибуну, будет знать, чем живет народ в данный момент, что его беспокоит, чтобы вовремя реагировать на появляющиеся запросы.
Сложно сказать, как с этим обстоят дела в других регионах, но в Кузбассе ничего даже близко похожего на обратную связь нет. И не предвидится, что печально. Личные страницы губернатора и глав муниципалитетов по прекрасному состоянию дел на подведомственных территориях превосходят даже официальные пресс-релизы администраций. А еще там в хронологическом порядке фиксируется каждый шаг руководителя, каждая его умная, а также не очень своевременная или не имеющая практический смысл мысль, каждая фантазия, озарившая чиновника и записанная его личным «писарем». Получается что-то вроде не самого лучшего личного блога, на которые нынче мода. Именно в таких сборниках можно прочесть: «Встал сегодня утром. Болит левое плечо (это вполне может быть и другой фрагмент – ред). Почесал. Все прошло. Как хорошо жить, друзья!».
Уж сколько раз мы писали, основываясь на многочисленных жалобах с мест, о низком уровне государственного медицинского обслуживания в регионе, к примеру. О том, что записаться даже к терапевту теперь бывает очень трудно, не говоря уже об узких специалистах. О том, что закрываются родильные дома и родильные отделения, и будущих мам приходится увозить для оказания медицинской помощи за десятки километров от родного дома. О том, что врачи вынуждены все меньше уделять внимание пациенту, потому что отчеты, который необходимо заполнять непосредственно во время приема, стали гораздо важнее для его профессиональной деятельности.
Много чего рассказывалось о негативных явлениях, которые сопровождают так называемую оптимизацию системы здравоохранения: за долгие годы, предшествующие новым веяниям, у людей сложилось стойкое убеждение, что на первом плане должно быть удобство для населения и эффективность лечения, а никак не рациональное расходование выделенных средств. Остались только воспоминания. А что об этом говорится в социальных сетях на страницах губернатора Сергея Цивилева?
Все то же, что и месяц, год назад. Вот одно из последних сообщений на эту тему. Представляете, в Киселевскую городскую больницу поступил новый аппарат УЗИ! А в Кузбасский клинический кардиологический диспансер имени академика Л. С. Барбараша — реабилитационные подвесы для вертикализации пациентов. Нет, может в Киселевске до этого и действительно не было аппарата УЗИ, как и в племени джамба лу, затерявшегося в джунглях, тогда понятно – люди обрадуются. Но очень уж сомнителен этот вывод. А значит, если так дело пойдет и дальше, то через аккаунт губернатора мы скоро будем знать, сколько белья в неделю стирает та или иная больница.
Кстати, как и заведено в личных аккаунтах ответственных лиц, Сергей Цивилев полон оптимизма по случаю прибытия УЗИ: ««Несмотря на сложности геополитической обстановки, мы в этом году продолжим активно переоснащать больницы и поликлиники Кузбасса современным оборудованием, приоритет будем отдавать аппаратам отечественного производства».
По данным за 9 месяцев прошлого года здравоохранение вкупе с социальным обслуживанием потеряло 256 работников. Это мы к тому, как ответственные лица периодически рапортуют в социальных сетях о принимаемых мерах по ликвидации кадрового дефицита в медицине Кузбасса, и как все обстоит на самом деле. Почитаешь – душа радуется, посмотришь на цифры – плакать хочется. С 2018 года в регионе стало на 25 больниц меньше – их теперь всего 70. По мнению чиновников из Минздрава, эти цифры мало о чем говорят, потому что произошло частичное укрупнение отдельных стационаров. Но ведь и количество коек за это же время сократилось – с 21 343 до 19 876. Да, парируют в Минздраве, но у этого процесса есть другое вполне разумное объяснение – людей-то в Кузбассе становится все меньше, потребность в стационарных местах падает.
Падает потребность в койко-местах, значит, не нужны и «лишние» врачи. Хлопот с ними – нужные условия для работы создай, оборудованием и необходимым минимумом лекарств обеспечь, зарплату плати… Гораздо проще создать видимость, что перспективы в системе здравоохранения Кузбасса вполне радужные. Для этого, как минимум, и существуют личные аккаунты руководителей Кемеровской области в социальных сетях.
Леонид Глушко
Оптимизация здравоохранения в самом разгаре. Население — это расходный материал, которому больницы и врачи не нужны.