Так уж принято, что нам редко говорят о повышении уровня безработицы, хотя цифра эта одна из самых динамичных в официальной статистике. Она характеризует не только положение дел на рынке труда, но и экономику отдельных отраслей, а также конкретного региона в целом в определенном временном отрезке. Но так как в стране принято при любом стечение обстоятельств делать хорошую мину — даже при «плохой игре», то и информацию мы получаем строго дозированную. В результате люди не могут взять в толк, почему пять раз в году уровень безработицы резко падал, а в итоге по сравнению с прошлым годом оказался несколько выше.  

Последний раз Росстат сообщал о позитивной динамике на рынке труда в Кузбассе в конце октября. Выяснилось, что наш регион имеет по итогам первых трех кварталов года показатель хоть и ниже общероссийского (4,5 процента), но по меркам Сибири выглядит вполне неплохо: уровень безработицы здесь составляет 5,1 процента, уступая лишь Алтайскому и Красноярскому краям. Во втором квартале, как сообщал уже Кемеровостат, цифра была на 0,5 процента выше, которая, в свою очередь, позволила снизить количество безработных по сравнению с первым кварталом на целых десять тысяч человек. В физическом исчислении количество периодически ищущих возможность заработать себе на хлеб оставалось тогда чуть выше 70 тысяч человек.

Словом,  работы для нас все больше и больше. А судя по различным опросам и исследованиям, проведенным внутри региона, неплохо обстоят дела и с заработной платой. Она, конечно, сильно отличается от той, что фигурирует в сводках официальных статистических служб, но и откровенно маленькой ее не назовешь – 31 200 рублей приходится на руки в среднем одному работающему в Кузбассе, сообщает gazeta.a42.ru со ссылкой на данные, полученные ГородРабот.ру.

Самыми востребованными на рынке труда профессиями стали сферы из разделов «Рабочий персонал», «Продажи», «Транспорт», «Медицина» и «Производство». Предлагаемая заработная плата по открытым вакансиям чаще всего колеблется от 15 до 25 тысяч рублей – таковы предложения работодателей в 31 процентах случаев. Но и обещаний зарабатывать значительно больше (от 25 до 40 тысяч) тоже немало – такие цифры содержатся в 27 процентах вакансий. Другое дело, что не всегда обещанное становится реальностью. А за откровенную дезинформацию предложений на рынке труда у нас к ответственности привлекать не принято.

Говорится в исследовании и о некотором диссонансе, характерном для определенных профессий. Чем, к примеру, можно объяснить, что терапевт в поликлинике зарабатывает 15 тысяч рублей, а провизор аптеки вдвое больше? Наверное, только этим: у одного работодатель – государство, у другого – частник. Как бы кто плохо не относился к малому и среднему бизнесу, очевидно, что громоздкая государственная машина с кучей посреднических структур и обилием чиновников «съедает» на пути к тому же терапевту большую часть выделенных денег. И никакие реформы и реорганизации в здравоохранении не помогут, потому что проводят их те, кто заботится лишь о себе и своих близких. Ну, и немного о том, как он выглядит перед вышестоящим начальством.

Официальная статистика, публикуемая Росстатом и его региональными подразделениями, иногда, кроме недопонимания, приводит и к конфликтным ситуациям, как это случилось сфере образования в Кемерове. Там профсоюз «Альянс учителей» обратился к главе города Илье Середюку проверить начисление и выплату зарплат в школах областной столицы. Основанием послужило заявление, поступившее от учителя физкультуры одной из школ, который в сентябре по непонятным причинам получил на пять тысяч рублей меньше, чем обычно. Это при заработной плате в 20-25 тысяч рублей, хотя «майские указы» президента и рекомендуют руководителям ведомства довести ее до средней по региону – а она у нас, по статистике, составляет 40,9 тысяч рублей. Не зря один из новокузнецких учителей, узнав о статистической «майской» цифре и заявлении коллеги, воскликнул: «Чтоб и я так жил!».

Кроме безработицы и не совсем приличной для приличного общества заработной платы, ждет вскоре наемный персонал Кузбасса и еще одно испытание: регион наряду с Татарстаном стал участником пилотного проекта по внедрению единой медицинской карты – работа в данном направлении начнется с начала 2020 года. Что это значит? Теперь работодатель получит возможность знать о наиболее серьезных нарушениях вашего здоровья, чтобы свести к минимуму возможные издержки при выплате больничного.

Объясняется это, как всегда, интересами общества – чтобы человек, скажем, получивший серьезную травму головного мозга, не смог перевозить людей, чтобы туберкулезник не устроился в детский сад, а эпилептик — не  работал рядом с движущимися и вращающимися деталями… В введении подобного механизма высказал крайнюю заинтересованность и Фонд социального страхования (ФСС). Правда, для чего в таком случае люди проходят медицинский профосмотр, где только специалист узкого профиля может вынести вердикт – годен или негоден претендент для данной работы, непонятно.

Планируется, что со стороны предприятия доступ к медицинской карте получит так называемый цеховой врач. И то там будет не вся информация. А вот как на деле все сложится, как вообще быть с аксиомой о врачебной тайне – это, видимо, известно только узкому кругу лиц. Как заявила зампред ФСС Татьяна Лотоцкая, к 2025 году по итогам эксперимента на данную систему «отсеивания» неподходящих кандидатов будет переведена вся страна. А пока же, если говорить о Кузбассе, она будет осуществляться на предприятиях СУЭК и под присмотром местного департамента здравоохранения.

 Сергей Поляков

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here