Если признаться, никто будучи в здравом рассудке и не ожидал, что бюджетное послание, с которым выступил вчера глава Новокузнецка Сергей Кузнецов, превратится в откровенный разговор о тяжелой ситуации в экономике города, об ошибках, допущенных командой чиновников в ходе медицинской или транспортной реформы.

Никто не надеялся, что мэр покается и за блеф, которого официально принято придерживаться до тех пор, пока очевидное не станет достоянием абсолютно всего населения. Так уж принято в нашей стране при подведении каких бы то ни было итогов — акцентировать внимание на поеденных молью незначительных фактах, свидетельствующих о добротно проделанной работе, и игнорировать собственные провалы, влияющие на жизнь всего общества.  

Да, мы снова возвращаемся к теме транспортной реформы, проведенной в Новокузнецке. В официальном докладе Сергей Кузнецов уделил ее итогам всего лишь несколько предложений, словно и не был буквально на уши поставлен весь город, начиная с 18 ноября. Словно это не он, а неведомо как вселившийся в мэра бес, выступая по ТВ, всех успокаивал вплоть до самого часа «Х»: все мероприятия проведены, поздравляем вас с новой транспортной эпохой. Вот и стоя перед депутатами 8 декабря, он снова кратко напомнил о реформе, содеянной усилиями городской администрации в соавторстве с иногородней компанией «ПитерАвто».

— Несмотря на все сложности старта, сегодня можно говорить о том, что задача решена. Город теперь едет по-новому. Нравится это кому-то, или нет, но мы поехали по-новому.

Нравится? Сказать, что ни сама затея, ни ее исполнение абсолютному большинству горожан пришлась явно не по вкусу – значит, кричать в пустоту. Глава города все равно ничего не слышит, как не слышал этого и год назад, когда светлые головы предупреждали о последствиях кардинального слома транспортной инфраструктуры. Когда люди говорили о неприятии новых маршрутов взамен востребованных самой жизнью и благословленных поколениями новокузнечан, из штаба специалистов звучало лишь мягкое уличение горожан в слабых умственных способностях – ну, не понимают, мол, массы всей грандиозности предстоящей реформы.

Когда шла речь об уничтожении малого бизнеса в родном городе, мэр и его сподвижники сразу сводили суть дела к экологии (хотя практически все автобусы частников давно переведены на газ), к отказу возить льготные категории граждан (просьбу малого бизнеса перечислять часть выделяемых бюджетных средств на эти цели Кузнецов попросту игнорировал), к нарушениям налогового законодательства (так контролируй!).

После краткого поздравления по данному поводу, глава города перечислил штатную «флотилию», бороздящую на данный момент просторы Новокузнецка — 423 автобуса, 87 трамваев и 52 троллейбуса. А ты пойди проверь, если не веришь! А верить как-то градоначальнику, зарекомендовавшему себя пустыми обещаниями и ложной интерпретацией фактов, не очень хочется. Тем более что впоследствии, отвечая на вопрос одного из депутатов, сам же признался, что в городе работает сейчас только 600 водителей автобусов при примерной потребности в тысячу профессионалов. Они что – работают без выходных и спят исключительно за рулем, подвергая опасности десятки новокузнечан?

Словно в пику оптимизму Сергея Кузнецова в этот же день в сетях транслировался и массово обсуждался снятый одним из пассажиров сюжет, как водитель-гастарбайтер, кружа по кольцу у Универбыта, никак не мог выехать на проспект Бардина. Какой там навигатор и прочие современные прибамбасы, о которых с замиранием сердца говорил мэр, если водитель использовал собственный смартфон, чтобы понять, куда ехать? За что и был не однажды и справедливо покрыт матом, исходящим от человека, которому срочно надо было попасть в горбольницу №1.

После официального доклада, кстати, и всплыли многие нестыковки при проведении реформы, которые одномоментно привели город в состояние нервного напряжения. Но сначала стоит отметить, что Сергей Кузнецов, отвечая на вопрос депутата, снова принес извинения горожанам. И снова весьма оригинально – с улыбкой и как мальчишка, пытаясь в разбитой вазе обвинить соседского Кольку, которого он привел к себе домой: «Хотя мэр и не устанавливает валидаторы». Удобная позиция – приложить столько усилий для организации транспортного бардака в городе, наградить за это одного из исполнителей Дениса Новохатского, а потом ждать сочувствия и понимания, что не сам сидит за рулем. Поражает и самоуверенность главы, граничащая с безрассудством, при подведении промежуточного итога: «И любой другой бы это получил, поверьте мне». Действительно этого нельзя было избежать? Или это вновь самолюбование?   

Разговор о деньгах также показался весьма любопытным. До сих пор дотации общественного транспорта составляли около 700 тысяч рублей в год. Теперь же, вне зависимости от фактического оборота пассажиров придется платить одной только компании «ПитерАвто» 2 100 миллионов с учетом поступившей платы за проезд. Пассажирские платежи централизованно будут поступать на счет городской администрации, а уже оттуда вместе с бюджетными деньгами распределяться перевозчикам. Печально, но при этом городская администрация понятия не имеет о действительном пассажиропотоке в городе. «Мы доподлинно не смогли посчитать пассажиропоток, нам его никто не дал. И мы его посчитали предположительно», — сказал Кузнецов. А кто вам, затеявшим реформу не в самый благоприятный период, должен был эти расчеты сделать или «дать»?

Иными словами, если раньше дотации из бюджета составляли 700 тысяч, то теперь данная цифра вполне может увеличиться вдвое. Во-первых, не все пользуются услугами «ПитерАвто», во-вторых, население оказалось явно не готово к появлению валидаторов и отсутствию кондукторов. По признанию самого Кузнецова, «…единицы платят за проезд. А остальные не платят. Потому что они думают, что их везет Питеравто – это негодяи, которые пришли сюда и захватывают весь город, да и вообще мэр за все заплатит». Вообще-то вот так честно признаться в том, как население относится к кузнецовской реформе – дорогого стоит. Только городскому бюджету от этого легче уже никогда не будет. Не из собственного же кармана горе-реформаторы будут брать деньги на погашение взятых на себя обязательств перед исполнителями: «…а муниципальный бюджет будет оплачивать работу подрядчика, КОТОРОГО МЫ ВЫБРАЛИ, то все встанет на свои места».

Кадровая проблема в сфере пассажирского автотранспорта, оказывается, назрела давно – еще три года назад Сергей Кузнецов обратил на нее внимание. Так что ничего удивительного в том, что приезжие водители мыкаются по городским улицам как слепые котята, нет. Почему раньше ничего не предпринял, почему реформу затевал, предварительно не решив ее? А зачем вам ответы на все эти обывательские вопросы? Не транспортом единым заведует глава города – у него масса забот. Вот пришел сигнал с горы, где раки зимуют, и озаботился… И тут же начал раздавать подчиненным распоряжение, чтобы уже через полгода закрыть проблему.

Но все же самое главное во вчерашнем спиче главы то, что он и впредь пообещал прислушиваться к гласу народа. Говоря о продолжающейся «тонкой» настройке маршрутной сети, Сергей Кузнецов изрек: «Мы и дальше это будем проводить, и слушать наших горожан. И будем подчиняться критике, требованиям». Словно и не упирался человек рогом в течение всего завершающегося года, когда ему указывали на явные недостатки. И лишь на фоне всеобщего «Вы что там творите?» стал проявлять признаки демократического управленца.

Владимир Максимов

6 КОММЕНТАРИИ

  1. Желаю местным перевозчикам поскорее уехать из Новокузнецка куда-нибудь под Питер. А гастарбайеры пусть пока еще повозят быдло-работников и шахтеров на свои предприятия отравлять экологию. Недолго уже осталось.

  2. Равно как и руководители местных управлений МВД и ФСБ, которые призваны осуществлять оперативно-розыскную деятельность на выявление преступлений коррупционной направленности. Те, видно, тоже попродавали свои души дьяволу, тоже в долях, и сами ездят на служебных авто (а их родственники — на личных автомобилях или на такси).

  3. При этом, с учетом явной тенденции на снижение пассажиропотока в будущем — какой бы он сейчас ни был (люди и малый бизнес вымирают и бегут из региона от беспредела) — фиксированные платежи из бюджета «Питеравто» на протяжении 10 лет абсолютно неоправданы. Возможно, Кузнецов получил или получит от «Питеравто» не только откат, но и какой-нибудь коттедж под Питером.

  4. Безусловно, в условиях отсутствия точного расчета пассажиропотока перед «реформой», который, по идее, должен был дать принципиальнейший ответ на саму возможность реализации такой финансовой схемы с возмещением затрат перевозчику из бюджета, Кузнецов демонстрирует все признаки демонического управленца. Собственно, как и вся остальная региональная власть, включая управления федеральных органов власти в регионе. Это было и 10 лет назад, и это продолжается до сих пор.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here