Степан Сидоров – человек, в общем-то, не глупый. И хотя похвастаться школьными грамотами по физике, химии и другим замечательным наукам не может, но в общих чертах знает, что любой материальный объект, который хотя бы чуть-чуть тяжелее воздуха, непременно опускается на землю. А если при этом вдруг у человека наступает кашель, головная боль и дышать становится тяжело, то это — вредная химия в атмосфере, и ничего другого!
С этими простыми, но весьма надежными знаниями из разных наук Сидоров жил, и они его не подводили до тех пор, пока Степана не угораздило начать читать в социальных сетях мнения губернатора и его многочисленных замов на самые что ни на есть злободневнейшие житейские темы. Например, в последнее время – по вопросам экологии, поскольку сильно стали жаловаться люди на кашель, головную боль, трудности с дыханием и беспросветный серый туман на городских улицах. Некоторые из них стали даже излишне резко высказывались в сетях на тот счет, что, мол, это тяжелый дым от выбросов на землю садится, что кемеровские предприятия чуть ли не специально горожан хотят извести, выполняя задание зловещей империалистической закулисы!
Разумеется, Сидоров в такую чушь не верил, хотя иногда задумывался: а действительно, отчего в Кузбассе так много сердечников, туберкулезников и ВИЧ-инфицированных? Почему средняя продолжительность жизни населения Кузбасса, несмотря на близость к замечательным горнолыжным базам в Горной Шории, Междуреченске и Танае весьма низкая? Даже по сравнению со многими российскими регионами. До сих пор ответа у него не было, однако постепенно разъяснения чиновников областной администрации стали понемногу просветлять его голову. Особенно светло мыслям было как раз в те дни, когда на улицы опускался непроглядный серый туман.
И вот он прочитал, как заместитель губернатора Кузбасса по промышленности, транспорту и экологии Андрей Панов на вопрос о причинах затуманивания заявил, что это, мол, только людям несведущим кажется, что от предприятия «Кокс» кверху поднимается серый дым! На самом деле – это пар! И тут же порадовал людей своими познаниями о мокром тушении кокса, при котором тот пар как раз и происходит. А после этого для убедительности добавил, что на территории завода находится независимая эко-аналитическая лаборатория, которая контролирует выбросы в атмосферу, и что никаких превышений допустимых концентраций вредных веществ там не отмечают.
Сидоров сразу живо представил себе ситуацию с независимой лабораторией на территории «Кокса», сравнив её с безоблачными днями своей студенческой молодости, когда вместе с женой жил в квартире у тестя с тёщей. Он прикинул, что если бы кто-то поручил ему контролировать, сколько окурков тесть выбрасывает за день в форточку и сколько тёща тратит воды на мытье посуды, то его счастливая семейная жизнь продлилась бы недолго, ведь кроме бесплатной жилплощади обретенные родственники ему ещё и деньжат подкидывали — то на проезд, то на обед, то на ботинки с брюками! И ему стало интересно, а кто работникам той лаборатории платит зарплату? На сайте ПАО «Кокс» значилось, что она принадлежит самому предприятию. Поскольку Сидоров был человеком недоверчивым, то сильно засомневался в независимости лаборантов. Так же как в независимости контролирующих работников каких-то других предприятий, где они кормятся зарплатой и премиями!
А ещё Сидорову стало чертовски интересно, как лаборанты берут те самые пробы в клубах пара, которые взлетают высоко в небо? Он никогда не видел над «Коксом» ни единого летательного объекта, тем более – человека с крыльями. Сильно Сидоров стал озадачиваться после этого. Особенно сильно по утрам, когда «Кокс» выдыхал кверху серо-черные облака, и над Центральным районом Кемерова устанавливалась серая мгла. Впрочем, он допускал, что глаза его могут и обмануть, поскольку заместитель губернатора закончил государственный архитектурно-строительный университет и финансовую академию. Так что знал о технологии производства кокса значительно больше, чем Сидоров вместе со многими другими жителями города, никаких «академиев не кончавших».
Однако скоро выяснилось, что Андрей Анатольевич обладал немалыми познаниями ещё и в производстве электроэнергии и пара, а также географии, поскольку на подозрения кемеровчан и новокузнечан об источниках угольной гари с местных угольных ТЭЦ рассказал о вреде «свешивания всех собак на промпредприятия»:
— Кузбасс находится в Кузнецкой котловине, а эти города — в долине реки Томи, то есть в самой глубине этой котловины. Плюс идет охлаждение и замерзание рек, которое сопровождается парением. Добавьте к этому мощнейший антициклон, формирующийся на территории Восточной Сибири, — и получится отсутствие движения слоев воздуха и вертикально, и горизонтально. Полный штиль. Если объяснять совсем упрощенно, то представьте квартиру, оставленную без проветривания на несколько дней вместе со всеми жильцами. Вот примерно то же происходит и в наших городах.
Кроме того, он обратил внимание журналистов на частный сектор, жители которого сжигают в печках не только уголь, но и мусор. От этого, мол, и стоит над городами нашими такая нестерпимая вонь.
Ну, а после того, как замгубернатора присовокупил к своим аргументам рассказ об оздоравливающем влиянии на кузбассовцев стратегии «Чистый уголь — зеленый Кузбасс», Сидорову стало нестерпимо стыдно от своих подозрений. Поэтому, когда следующим утром он, выглянув в окно, увидел над городом чёрные клубы дыма, то сразу вспомнил слова Андрея Панова и подумал, что это, без сомнения – пар! А если кто думает, что это дым и сажа, то ему надо хорошенько промыть глаза. К тому же мозг тоже может сильно обманывать человека, особенно если изрядно промыть уши наукообразными речами умных людей.
На работу Сидоров отправился сильно озадаченным не только своим невежеством, но и попытками по всякому поводу обвинять власть, которая так много думает о людях и их здоровье!
Душевные муки Сидорова описал Борис Егоров
На снимке: вот таким «парным» увидел вчера утром кемеровское небо наш герой