Промышленный взрыв, произведенный на разрезе «Колыванский» 27 ноября, вызвал через две секунды землетрясение магнитудой 4,64, что поколебало не только недра, но и некоторые представления сейсмологов.
Прежде ученые спорили преимущественно о том, может ли угледобыча стать основной причиной сейсмособытия, или же она способна послужить всего лишь спусковым крючком (триггером) толчков в недрах, обусловленных исключительно природными процессами. Но в любом случае речь шла о землетрясениях небольшой силы, относительно безопасных для близлежащих поселений. Масштаб техногенного воздействия разрезов и шахт на землю представлялся недостаточным, чтобы «ворочать тектоникой по-крупному».
Мощное землетрясение 2013 года с эпицентром «под днищем» Бачатского разреза (при магнитуде 6,1) казалось «нетипичным» как раз в силу беспрецедентного по своим гигантским линейным размерам вторжения угольщиков в недра. К тому же огромное число микроземлетрясений и горных ударов, регистрируемых на западной административной границе Кузбасса, давало основания предполагать, что эта территория по природе своей подвержена сейсмическим возмущениям, и разрезы здесь не причем.
Однако землетрясение в Искитимском районе Новосибирской области с уровнем интенсивности, который прежде здесь никогда не регистрировался (с эпицентром на глубине 3 км), свидетельствует, что экспансия угледобычных предприятий заключает в себе более чем серьезные риски для соседних населенных пунктов. Комментируя произошедшее, директор Алтае-Саяского филиала Геофизической службы РАН Алексей Еманов заметил: «Когда увеличивается площадь выработки, увеличивается и вероятность более крупного сейсмособытия».
Если этого не хотят замечать в Кузбассе, то, может быть, осознают в столице Сибирского федерального округа?