Как-то поутихли заклинания по поводу разворота экспорта кузбасского угля в восточном направлении.

А ведь ещё недавно на совещаниях, которые проводились на уровне членов правительства и губернатора Кузбасса, речь шла о скорейшей модернизации железнодорожного коридора в сторону стран АТР, где цена угля выше, чем в Европе. Например, на одном из таких встреч с руководством РЖД в середине марта губернатор Кузбасса заявил, что экономика региона страдает из-за низких цен на уголь и из-за торможения модернизации БАМа и Транссиба для перевозки угля на Дальний Восток. «Несмотря на все решения о строительстве «восточного полигона», ОАО «РЖД» нарушает графики строительства, и мы не можем выехать на «восточный полигон», где более премиальные рынки».

Похоже, что сейчас «премиальные рынки» АТР тоже сворачиваются.  Там уголь подешевел по сравнению с мартом на 12 процентов. Причина та же, что с нефтью и природным газом – снижение спроса на энергоносители в связи с падением темпов роста экономики. Точнее, даже не роста, а рецессии. Сообщается, что уголь калорийностью 6 тыс. ккал на 1 кг из России в Азию – а в основном это уголь Кузбасса — по состоянию на начало последней декады апреля составила $59,94 за тонну по сравнению с $68,06 в конце марта. Уголь другой марки — калорийностью 5,5 тыс. ккал на 1 кг — также подешевел в Азии в апреле — на 9%, до $51,13 за т.

То есть, надежды владельцев угольных компаний на то, что РЖД модернизирует Восточный транспортный полигон, и они повезут азиатским партнерам уголёк по более высокой чем в Европе цене никак не оправдывается. Падение котировок российского топлива вызвано ослаблением спроса в крупнейших странах-потребителях угля в Азии на фоне спада промышленного производства и экономической активности из-за пандемии коронавируса. Кроме того, избыточное предложение угля в Китае в апреле вынудило власти приостановить импорт этого сырья из ряда портов.

Международное ценовое агентство Argus сообщает, что «Российские производители готовы продавать топливо по сниженным ценам, чтобы избежать сокращения добычи, заполнения складов и роста производственных издержек».

Уже известно, что у российских экспортеров нефти, которая серьезно подешевела, послышались сообщения о возможном сжигании нефти — прямо на скважинах, потому что её негде хранить. Многим это кажется неправдоподобной информацией, но специалисты считают, что такое вполне возможно, поскольку останавливать добычу из скважин нельзя — они придут в негодность и омертвеют. Уголь, конечно, не так капризен, как нефть, но и его добычу во многих случаях тоже нельзя останавливать совсем. Хранить в вагонах и на складах – себе дороже, да и опасно. А куда везти?

Из областной администрации пока не звучат предложения о раздаче угля населению области бесплатно, ведь десятки тысяч домов частного сектора по-прежнему не только сжигают его в печках для обогрева, но и для приготовления еды и других хозяйственных надобностей. Многие уже слышали заявления членов правительства и президента, что раздавать реальные деньги населению нельзя, поскольку… «будет инфляция». Ладно – думают люди – раз денег нет, так раздайте бензином, соляркой фермерам и крупным агрохозяйствам. Дайте возможность сейчас запастись углем, который многим шахтам и разрезам все равно пока девать некуда. Склады освободятся и люди спасибо скажут. Но не собираются по этому поводу ни совещания, ни рабочие группы, ни штабы.

Судя по всему, наши впередсмотрящие всё ещё верят в скорый конец рецессии, последующий за этим рост цен на энергоносители и дальнейшее увеличение спроса, как это уже было в конце «нулевых». Между тем, в СМИ всё настойчивее пошли разговоры о второй волне наступления коронавируса осенью. А за ней, как известно, наступает холодная зима. Поэтому если правительство и президент считают, что сибиряки никаких денег не заслужили, то хотя бы с топливом зимой им можно помочь? Или многим придется вымерзнуть, как мамонтам?

Александр Сусоев

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here