В караганде

Как стало известно, вчера на шахте им. Костенко в Карагандинской области найдено тело еще одного погибшего горняка – его имя Сергей Киселев. Он проработал в угольной отрасли 35 лет, сообщили его дети. Таким образом, официальное количество погибших в результате взрыва метана на предприятии в ночь на 28 октября достигло 46 человек.

О неблагополучии на предприятиях собственника «АрселорМиттал Темиртау» (АМТ, Индия) не раз говорилось задолго до этой трагедии. В прошлом году, к примеру, было подсчитано, что за 15 лет деятельности компании в Казахстане уже погибло более 100 человек. В нынешнем году это уже вторая серьезная трагедия на подземных предприятиях Казахстана: 17 августа в результате пожара на шахте «Казахстанская» (г. Шахтинск, собственник АМТ) погибли 5 человек. Пока в правительстве шли дебаты о передаче предприятий компании под контроль государства, случился взрыв на шахте им. Костенко. Странно, но о роли все того же технического контроля за промышленной безопасностью на шахтах в прессе практически не упоминается.

А в России основная надежда — на Ростехнадзор. На профессионализм и строгое отношение инспекторов к своим прямым обязанностям. Уповать на сознательность собственников у нас, по понятным причинам, вообще не принято. Но есть все основания полагать, что до определенного времени некоторые сотрудники надзорного органа не всегда действовали в полном соответствии со служебной инструкцией, позволяя себе заключать с руководителями угольных предприятий выгодные лично для себя сделки. Уже первые итоги расследования трагедии на шахте «Листвяжная» (25 ноября 2021 года, 51 человек погиб) лишь подтвердили продолжающуюся тенденцию – инспекторы Ростехнадзора стали фигурантами сразу нескольких уголовных дел.

Итоги такого кумовства на предприятиях Кузбасса печальные: через год после взрыва на «Листвяжной» председатель Российского независимого профсоюза работников угольной промышленности Иван Мохначук, выступая на международном угольном форуме «Угольная отрасль — новые реалии» в Кемерове, озвучил следующие цифры:

«С 1992 года по 2021 год [в России] произошло 122 аварии крупнейших, пострадали 1 476 человек и погибли 812 человек. В Кузбассе за этот же период произошло 96 аварий, пострадали 1 187 человек и погибли 633 человека. На Кузбасс приходится 80% пострадавших в России и 78% — погибших… Когда мы проанализировали акты, которые подписал Ростехнадзор, мы увидели там более 100 нарушений, отклонений от проектирования, отступления от проекта. Эти отступления не проходили Главгосэкспертизу… Дальше — сплошные нарушения от проекта».

Иными словами, на бумаге нарушения фиксировались, но дальше дело не шло. Однако причина тут не только в кумовстве.  Отчасти инспекторы входили в положение собственников, стремящихся вывезти как можно больше ценного топлива за рубеж и получить за это более солидную прибыль. Да и с правительством Кузбасса опасно было входить в конфронтацию: ведь губернатор Сергей Цивилев, еще только вступив в должность, объявил о том, что в Кузбассе к 2021 году будет добываться 280 млн тонн (бюджетное послание на 2019 год). За счет каких резервов, спрашивается? Тем не менее, разве можно ставить палки в колеса благим намерениям нового и энергичного главы региона? Правда, после трагедии на «Листвяжной» и собственник шахты Михаил Федяев (СДС), и губернатор во время прямого телеэфира с президентом страны энтузиастами добычи лишних миллионов тонн во что бы то ни стало уже не выглядели.

После гибели людей на «Листвяжной» в Ростехнадзоре была проведена кадровая ротация и, похоже, налажена серьезная работа по устранению недостатков. Не случайно теперь мы чуть ли не каждую неделю сталкиваемся с остановкой шахт на 30, а то и на все 90 суток. Те самые отклонения от проектов, отсутствие согласований с Главгосэкспертизой, о которых упоминал Мохначук, теперь не становятся предметом долгих переговоров – шахты попросту приостанавливаются. Действия инспекторов на печально известной массовой гибелью людей в 2007 году шахте «Юбилейной» («ТопПром») — свидетельство жесткой и непоколебимой их позиции. В прошлом месяце там в очередной раз приостановлены все виды работ на 90 суток за «невыполнение требований проектных решений в части установки и эксплуатации пунктов переключения в самоспасатели».

До этого предприятие не раз приостанавливалось на те же 90 суток из-за отсутствия положительного заключения Главгосэкспертизы. Да, экономика шахты и самой компании страдают, явно не испытывают положительных эмоций и сами горняки. Но лучше, когда вообще хоть какие-то эмоции есть, нежели однажды вдруг внезапно успокоиться и расстаться с ними навсегда. Ни для кого не секрет, что угольный Кузбасс отличается высокой метанообильностью. А когда работа ведется на глубине 500 и более метров, выполнение всех норм промышленной безопасности должно стать основным условием добычи полезного ископаемого.

Замечено, что не менее серьезное внимание инспекторы Ростехнадзора уделяют шахте им. С.Д. Тихова, где в последнее время было отмечено уже несколько ЧП, а также шахте «Распадская», где в результате взрыва погиб 91 человек (2010 год). Вряд ли им удастся полностью исключить нештатные ситуации на этих и других предприятиях, но если мы хотя бы выберемся из арифметического соотношения «один миллион тонн – одна человеческая жизнь», это уже будет успехом. И хорошим подспорьем в дальнейшей работе.

Евгения Шпакова

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here