Значительная часть из четырех десятков новых модульных ФАПов, открытых в кузбасской глубинке, здоровья сельским жителям не прибавляет. Где-то по-прежнему некому работать, а где-то и нечем лечить.
Однако пресс-служба правительства Кузбасса не унимается, продолжая расписывать якобы невероятные достижения по оздоровлению сельского населения как данность:
«В рамках подготовки к 300-летию Кузбасса по нацпроекту «Здравоохранение» в регионе уже открылись 40 современных модульных ФАПов и пять амбулаторий. Почти 20 тысяч сельских жителей получают в них первичную медицинскую помощь. По поручению губернатора Сергея Цивилева установка мобильных медпунктов продолжится в юбилейном 2021 году».
«Волость» не раз рассказывала, приводя многочисленные примеры, о бесполезности большинства ФАПов, которые в отдаленных «медвежьих» углах росли и продолжают расти как грибы после дождя. Причины их неэффективности разные, но итог один: проблемы с лечением местных жителей в местах установки ФАПов до сих пор остаются нерешенными. Впрочем, чем голословно утверждать, не лучше ли лишний раз убедиться в этом, совершив очередную экскурсию по местам современной медицинской славы Кузбасса на селе.
В старинном поселке Ишим Яйского округа, который расположен почти на самой границе с Томской областью (на старом Московском тракте), живут более 300 жителей. Свойственная сельской местности тенденция актуальна и здесь — много престарелых и немощных сельчан, которым медицинская помощь необходима постоянно. Поэтому не передать, как радовались ишимцы, когда наконец-то в октябре прошлого года и у них появился новенький ФАП. Повезло старожилам еще и потому, что в этом фельдшерско-акушерском пункте начала сразу же хозяйничать опытная медсестра Елена Великосельская, которая с не меньшим, чем остальные благоговением вслушивалась в торжественную речь губернатора Цивилева по данному поводу:
«Оперативное оказание первичной медицинской помощи жизненно важно для жителей отдаленных территорий. Открытие современных фельдшерско-акушерских пунктов делает профилактику, диагностику и лечение заболеваний доступными даже в относительно небольших деревнях и поселках».
Сельчанам, глядя на размалеванные яркими слоганами диковинные вагончики, которые называются модульными ФАПами, можно было бы только радоваться, что теперь не так страшны различные недуги, и можно жить — не тужить хоть лет до ста. Но праздничное настроение жителей Ишима потихоньку стало сходить на нет после того, как они начали обращаться к медику за помощью. Вдруг выяснилось, что региональный проект «Развитие системы оказания первичной медико-санитарной помощи» нацпроекта «Здравоохранение» – это совсем не для них. И по этой причине вот уже несколько месяцев в новом ФАПе нет совершенно никаких лекарств.
Увы, но доброе слово медика не поможет излечить даже понос, не говоря уже о других более серьезных болячках. К медсестре больные претензий не имеют, говорят, что человек она хороший, ответственный, регулярно подает заявки на поставку необходимых лекарственных препаратов в районную больницу, которая расположена в Яе. Беда только в том, что ни одна из заявок так и не была исполнена. А самим больным отправляться в путешествие за нужными таблетками, если уж сильно приспичит, непросто и накладно – расстояние из Ишима до райцентра составляет около 50 километров. Вскоре после того, как из состояния праздничной эйфории больные окунулись в реальные будни, возмущение сельчан достигло предела, и они начали жаловаться куда только можно. На их гневные претензии откликнулась главврач Яйской районной больницы Юлия Немыкина. Как пояснила руководитель окружного здравоохранения, вся эта ситуация должна истолковываться только как благо для жителей села, и никак иначе:
«Мы хотим, чтобы наше граждане пользовались качественными и эффективными лекарственными препаратами», – объяснила Юлия Юрьевна.
И «успокоила» пациентов ФАПов тем, что сложная ситуация теперь не только в Яйском округе, но и в целом в Кузбассе. Да что там говорить — в других регионах страны тоже. Признавая, что в ишимском ФАПе действительно отсутствуют лекарства, и лечить там людей нечем, она отметила, что в июле прошлого года реализация немаркированных лекарственных препаратов была запрещена — чтобы исключить поступление в оборот недоброкачественных, фальсифицированных и контрафактных препаратов. По заверению главврача, процедура обязательной маркировки лекарств уже подходит к завершению. После чего заведующие ФАПами пройдут еще и спецподготовку по работе с маркированными лекарствами, а в их компьютеры будут загружены рабочие программы.
О том, как скоро эта волокита с маркировкой закончится, все ли оставшиеся на рабочих местах сельские медики (в их числе немало работников пенсионного возраста) будут способны обучиться нововведениям, уточнено не было. А значит, невозможно даже приблизительно подсчитать, сколько еще сельчан, не получивших реальную и полноценную медицинскую помощь, унесут на сельские погосты, пока новая система «внимательного отношения к гражданам» будет окончательно отрегулирована.
Сергей Маринин