В 2019 году угольные компании Кузбасса безуспешно пробивались на восток, а население защищалось от роста цен и снижения реальных доходов.

Ещё в нулевые годы экономику России стали уничижительно называть «экономикой трубы». Своеобразной «трубой» угольного Кузбасса можно назвать железнодорожные составы с углем. На долю Кузбасса приходится 60% всей российской добычи угля и 75% российского экспорта угля. Ежедневно из нашего региона на запад и на восток выползают от 8 до 10 тысяч груженых углем полувагонов, и столько же порожняка, следующего в обратном направлении, загоняется на станции погрузки. Так что нашу региональную экономику безо всякой натяжки можно называть «экономикой полувагона».

В уходящем году для Кузбасса прозвенел если не колокол, то звонкий колокольчик: впервые за послекризисные годы угольные компании снижали добычу несколько месяцев подряд. В итоге, прошлогодний рекорд добычи 255,3 миллиона тонн в этом году, скорее всего, не будет даже повторён, хотя ещё год назад перспективы развития главной отрасли экономики казались безоблачными, и в 2019 году рекорд собирались побить, увеличив добычу до 268 млн тонн. Не получилось. А поскольку самую значимую долю областного бюджета составляют угольные налоги, то и бюджет области в 2020 году сверстан с дефицитом почти 17 млрд рублей.

Как и в прежние времена, причиной очередного бедствия и федеральная, и региональная власть называют не свою провальную экономическую стратегию вкупе с низким уровнем управления, а снижение мировых цен на энергоресурсы и недостаточную пропускную способность железных дорог. Все самые знаковые совещания в уходящем году, в том числе и встреча представителей угледобывающих регионов накануне Дня шахтера у президента Путина, были посвящены одной теме – наращиванию вывоза топлива в восточном направлении.

Губернатор Кузбасса заявил тогда, что проект развития Восточного полигона по расширению пропускной способности железной дороги – стратегический проект для развития угольной отрасли. «Перенос сроков реализации проекта развития Восточного полигона и сокращение объемов инвестиций создают реальные угрозы развитию угольной отрасли России, ее экспортному потенциалу», — сказал он.

За несколько месяцев, прошедших после той встречи, ситуация не изменилась. Да и не могла изменится, поскольку модернизация огромного участка железной дороги под нужды угольщиков – дело не одного года, требующее колоссальных затрат, строительства дополнительных мощностей для перевалки угля. И далеко не факт, что эти деньги налогоплательщиков России не будут выброшены на ветер примерно так же, как произошло это недавно с «Турецким и Северным потоками». Никто не гарантирует, что после завершения модернизации уголь будет востребован в тех же объемах и по приемлемой цене.

В общем, добраться в обозримой перспективе до покупателей в Японии, Южной Корее и Китае угольным компаниям Кузбасса будет очень непросто — к тому же, на пределе конкурентных возможностей. Добавим, что просроченная кредиторская задолженность предприятий угольной отрасли Кузбасса на 1 ноября составила 95 956,4 млн рублей!

Пока что на плаву они держаться только за счет убийственной для окружающей среды экологической политики, которая минимизирует затраты на сбережение природы, а также низкого уровня заработной платы шахтеров. Например, по данным журнала FORBES, средняя зарплата шахтеров составляла в Южной Африке немногим менее 18 200 рандов ($1360), а в Австралии — около $7 500. В Кузбассе в 2019 году зарплата горняка составляет 61 495 рублей — менее $1 000. Однако, думается, что и в этих данных региональной статистики – больше лукавства, чем реальных денег.

Другие отрасли кузбасской экономики в значительной степени связаны с добычей угля и его транспортировкой. Пока на плаву держатся металлурги, прибавившие за 11 месяцев к прошлому году 8,5 процента, и предприятия химической отрасли – 3,8 процента. Однако они так же как угольщики весьма зависимы от причуд внешнего рынка, где погоду делают более крупные игроки и политика.

Понятно, что реальные доходы населения в такой ситуации продолжали снижаться. Например, к третьему кварталу 2018 года — на 0,9 процента. А долги по зарплате наоборот выросли на 24 процента и составили на 1 декабря около 252 миллионов рублей.

В то же время стоимость минимального набора продуктов питания на конец ноября составила 3 892,2 рубля в расчёте на 1 человека, увеличившись с начала года на 4 процента, а цены и тарифы на услуги выросли на 6,1 процента. Мы уже писали, что задолженность населения перед банками продолжала стремительно увеличиваться весь год, и по оценке агентства РИА Новости превышает сейчас в среднем более 214 тысяч рублей на одного жителя области, включая младенцев.

Как бы не грустно звучало это накануне самого веселого российского праздника, но пока что, если взирать из Кузбасса, на горизонте не видно ни одного обнадеживающего лучика. Да и неоткуда ему появиться: никакой диверсификации кузбасской экономики, о которой так долго болтали и на федеральном, и на региональном уровне, так и не произошло. В области не появилось ни одного сколь-нибудь значимого производства с высокооплачиваемыми рабочими местами из тех 25 миллионов, которые аккурат к 2020 году обещал Владимир Путин ещё восемь лет назад, обращаясь с посланием к депутатам Федерального Собрания РФ.

Наверное, он надеялся, что мы позабудем, но Интернет всё помнит. Владимир Владимирович отметил тогда, что страна может помочь гражданам «найти хорошую и интересную работу». «Именно качественные рабочие места станут локомотивом роста зарплат и благосостояния», — сказал тогда он, а депутаты долго ему аплодировали.

Александр Сусоев

2 КОММЕНТАРИИ

  1. Аплодисменты идиотов уже показывают разум людей у власти. То они хлопают восхваляя победу Трампа, то хлопают путину, который лжёт и не исполняет красивых умозаключений, хлопают когда мультфильм о ракетах им показали, рассказали…. Это какая Душонка мелкая бывает у человека с большими дворцами и деньгами, с вилами за границей… какая есть честь офицера в его карьере, в которой он чего-то типа достиг, что бы его уважали и брали пример молодёжь, был бы кумиром для людей… ан нет, ничего он не достиг оказывается, потому что картонные погоны и нет совести и мудрости.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here