Скучная это тема – добыча угля. Тем более что населению Кузбасса от угольных рекордов ни жарко и ни холодно. И как бы громко не били в барабаны официальные СМИ по поводу растущей добычи, живущие здесь и сейчас должны понимать: чем больше у них рекордов, тем меньше у нас свежего воздуха, чистой воды, речек и ручьев, лесов и перелесков.

Зато больше копоти, пыли, сажи и горных отвалов. Река Томь из-за исчезновения тысяч малых рек и ручьев всё мельче год от года. Зато длиннее яхты и толще кошельки у основных бенефициаров реализации «черного золота». Но, похоже, что и для них наступает если не чёрная, то серая полоса уж точно.  

Компании, добывающие и продающие кузбасский уголь, по-прежнему не догоняют свой прошлогодний рекордный график. По данным АКО общая добыча за 9 месяцев 2019 года составила 183,6 млн т. (189,9 млн тонн за тот же период в 2018). В заметном «минусе» – энергетические марки, которых с начала 2019 года добыто 127,2 млн тонн (в 2018 — 136,7 млн тонн), а в «плюсе» — коксующиеся — 56,4 млн тонн (с начала 2018 — 53,3 млн тонн).

Но вовсе не в этом главная беда для мельниченок, зюзиных, абрамовичей и махмудовых с бокаревыми, а в цене, которая за год упала чуть ли не вдвое, и пока нет никаких намеков на рост.

Цена угля за год $/тонну

График с сайта Finanz.ru

То есть рука мирового кризиса всё крепче сжимает тестикулы кузбасских угольных «предпринимателей». Хотя, ну какие они предприниматели? И какие кузбасские? Живут они с чадами и домочадцами далеко от наших краев – у теплых морей. От их налогов в Кемеровской области остаются крохи, а вот проблем с каждым годом прибавляется. Оттого и население вымирает со страшной скоростью, а молодежь при первой возможности старается уехать отсюда подальше.

Недавно хакасский депутат Владимир Штыгашев выдал их главную «военную тайну», которая и не тайна вовсе: «Наши угольные компании, — сказал он про Хакасию, — добывают около 30 миллионов тонн угля, по добыче мы второй регион после Кузбасса. Но платят налогов на прибыль они меньше, чем пивзавод. Добытое они продают за рубеж, а нам оставляют лунный ландшафт. С помощью федеральных законов они уходят от налогов», — заявил он на заседании Совета Федерации РФ. Кстати, уголь в Хакасии добывает, в том числе, и хорошо знакомый нам по компании «СУЭК» А. Мельниченко. Поэтому в Кузбассе с налогами от угольщиков происходит то же самое, только в более крупном масштабе, и никто из власть имущих об этом вслух не говорит.

Хотя почему ж не говорят? Говорят! Только не о налогах, а про то, как больше добыть и быстрее вывезти. На экспорт, конечно. Вот губернатор на днях встречался с председателем правления ОАО «РЖД» Олегом Белозеровым – а чем ещё губернатору заниматься?! Помните его крылатый лозунг: «Наша задача — обеспечить качество и регулярные поставки угля в другие страны».    

Само собой и на этот раз разговор с главным железнодорожником России шел вовсе не о том, чтобы запустить летом побольше электричек для садоводов или снизить цены на билеты в поездах, а о самом главном — ускорении погрузки и перевозки угля. В пресс-релизе сообщили, что уже принято решение об отмене с октября 2019 года ОАО «РЖД» «экспортной надбавки» на перевозки энергетического угля в направлении северо-западных российских портов.  

То есть, государственная компания «РЖД» даёт скидку на перевозку угля частным предприятиям. Можно даже не гадать, увеличит ли «РЖД» цену билетов для пассажиров в следующем году. Вот увидите – увеличит.

Однако одного желания и самых мудрых решений чиновников по экспорту угля мало. Они никак не влияют на экономику главных стран-потребителей. А если их экономика стагнирует, то зачем им кузбасский сверхплановый уголь даже по $44 за тонну, а не по $84, как в прошлом году?

И вот тут мы подходим к самому главному: если экспорт падает, то отчасти компенсировать спрос могла бы отечественная промышленность. Но её нет! Её российские сырьевики давно похоронили с присказкой: «Всё купим!» Достаточно посмотреть на руины сотен различных российских предприятий, чтобы понять – никакого возрождения, никакого развития там нет, и не предвидится. Поэтому жителям Кузбасса остается только следить за ситуацией и надеяться, что снижение добычи сохранит несколько сотен речек и ручьев, а также меньше чёрной грязи будет оседать на наших и без того грязных улицах.

Кстати, а знаете сколько стоит сейчас на бирже тонна рапса, который прекрасно растет на наших полях? Нет, не $44, как уголь, а почти $400 за тонну! В связи с этим подумалось: а не выпнуть ли нам из Кузбасса особо бесшабашную часть угольных кровососов, не помочь ли фермерам засеять ещё оставшиеся целыми пашни этим замечательным растением? Хуже не будет! 

Александр Сусоев

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here