Скучная это тема – добыча угля. Тем более что населению Кузбасса от угольных рекордов ни жарко и ни холодно. И как бы громко не били в барабаны официальные СМИ по поводу растущей добычи, живущие здесь и сейчас должны понимать: чем больше у них рекордов, тем меньше у нас свежего воздуха, чистой воды, речек и ручьев, лесов и перелесков.
Зато больше копоти, пыли, сажи и горных отвалов. Река Томь из-за исчезновения тысяч малых рек и ручьев всё мельче год от года. Зато длиннее яхты и толще кошельки у основных бенефициаров реализации «черного золота». Но, похоже, что и для них наступает если не чёрная, то серая полоса уж точно.
Компании, добывающие и продающие кузбасский уголь, по-прежнему не догоняют свой прошлогодний рекордный график. По данным АКО общая добыча за 9 месяцев 2019 года составила 183,6 млн т. (189,9 млн тонн за тот же период в 2018). В заметном «минусе» – энергетические марки, которых с начала 2019 года добыто 127,2 млн тонн (в 2018 — 136,7 млн тонн), а в «плюсе» — коксующиеся — 56,4 млн тонн (с начала 2018 — 53,3 млн тонн).
Но вовсе не в этом главная беда для мельниченок, зюзиных, абрамовичей и махмудовых с бокаревыми, а в цене, которая за год упала чуть ли не вдвое, и пока нет никаких намеков на рост.
Цена угля за год $/тонну
То есть рука мирового кризиса всё крепче сжимает тестикулы кузбасских угольных «предпринимателей». Хотя, ну какие они предприниматели? И какие кузбасские? Живут они с чадами и домочадцами далеко от наших краев – у теплых морей. От их налогов в Кемеровской области остаются крохи, а вот проблем с каждым годом прибавляется. Оттого и население вымирает со страшной скоростью, а молодежь при первой возможности старается уехать отсюда подальше.
Недавно хакасский депутат Владимир Штыгашев выдал их главную «военную тайну», которая и не тайна вовсе: «Наши угольные компании, — сказал он про Хакасию, — добывают около 30 миллионов тонн угля, по добыче мы второй регион после Кузбасса. Но платят налогов на прибыль они меньше, чем пивзавод. Добытое они продают за рубеж, а нам оставляют лунный ландшафт. С помощью федеральных законов они уходят от налогов», — заявил он на заседании Совета Федерации РФ. Кстати, уголь в Хакасии добывает, в том числе, и хорошо знакомый нам по компании «СУЭК» А. Мельниченко. Поэтому в Кузбассе с налогами от угольщиков происходит то же самое, только в более крупном масштабе, и никто из власть имущих об этом вслух не говорит.
Хотя почему ж не говорят? Говорят! Только не о налогах, а про то, как больше добыть и быстрее вывезти. На экспорт, конечно. Вот губернатор на днях встречался с председателем правления ОАО «РЖД» Олегом Белозеровым – а чем ещё губернатору заниматься?! Помните его крылатый лозунг: «Наша задача — обеспечить качество и регулярные поставки угля в другие страны».
Само собой и на этот раз разговор с главным железнодорожником России шел вовсе не о том, чтобы запустить летом побольше электричек для садоводов или снизить цены на билеты в поездах, а о самом главном — ускорении погрузки и перевозки угля. В пресс-релизе сообщили, что уже принято решение об отмене с октября 2019 года ОАО «РЖД» «экспортной надбавки» на перевозки энергетического угля в направлении северо-западных российских портов.
То есть, государственная компания «РЖД» даёт скидку на перевозку угля частным предприятиям. Можно даже не гадать, увеличит ли «РЖД» цену билетов для пассажиров в следующем году. Вот увидите – увеличит.
Однако одного желания и самых мудрых решений чиновников по экспорту угля мало. Они никак не влияют на экономику главных стран-потребителей. А если их экономика стагнирует, то зачем им кузбасский сверхплановый уголь даже по $44 за тонну, а не по $84, как в прошлом году?
И вот тут мы подходим к самому главному: если экспорт падает, то отчасти компенсировать спрос могла бы отечественная промышленность. Но её нет! Её российские сырьевики давно похоронили с присказкой: «Всё купим!» Достаточно посмотреть на руины сотен различных российских предприятий, чтобы понять – никакого возрождения, никакого развития там нет, и не предвидится. Поэтому жителям Кузбасса остается только следить за ситуацией и надеяться, что снижение добычи сохранит несколько сотен речек и ручьев, а также меньше чёрной грязи будет оседать на наших и без того грязных улицах.
Кстати, а знаете сколько стоит сейчас на бирже тонна рапса, который прекрасно растет на наших полях? Нет, не $44, как уголь, а почти $400 за тонну! В связи с этим подумалось: а не выпнуть ли нам из Кузбасса особо бесшабашную часть угольных кровососов, не помочь ли фермерам засеять ещё оставшиеся целыми пашни этим замечательным растением? Хуже не будет!
Александр Сусоев