В группе компаний «Сибантрацит», куда входит и печально известный своими ЧП разрез «Кийзасский» под Мысками (оползень в июне 2019 года, снесший опоры электропередач и перекрывший русло реки Большой Кийзас, а также рухнувший в конце прошлого года с высоты БелАЗ, в котором погиб водитель), наступили черные дни.

Александр Исаев — многолетний партнер Дмитрия Босова, контролирующего структуры «Сибантрацита» и «Востокугля» — был практически изгнан со всех руководящих постов. В «Сибантраците» он входил в Совет директоров, а в «Востокугле» был председателем правления. На всех официальных сайтах данных компаний появилось фото Исаева с красным штампом «УВОЛЕН» и с указанием причины: «вопиющие злоупотребления и хищения на вверенных участках работ, распространение недостоверной информации о деятельности компаний».

Именно Исаев разрабатывал проект освоения разреза «Кийзасский», как и разреза «Восточный» в Новосибирской области. Еще он снискал себе известность обращением к президенту Владимиру Путину предоставить «Сибантрациту» приоритетный доступ к БАМу и Транссибу на 25 лет для перевозки 50 миллионов тонн угля. Взамен обещал за пять лет построить Северомуйский тоннель-2, сократив расходы РЖД до 60 миллионов рублей – то есть, в два с половиной раза. И вот теперь бывшие партнеры, имеющие, кстати, совместные интересы еще и в Индонезии, где была организована компания по добыче  угля, никеля, марганца и бокситов, круто разошлись.

Исаев пока никаких комментариев по поводу обличения себя в «злоупотреблениях и хищениях» не дает, хотя имиджевые потери, безусловно, велики. Впрочем, отстранение его от дел никак не влияет на права собственности, сходятся во мнении юристы, комментирующие громкое событие.  

Напомним, в апреле прошлого года Красноярское отделение ФСБ возбудило уголовное дело против неустановленных лиц из Арктической горной компании (АГК), куда входит и «Востокуголь» Дмитрия Босова и Александра Исаева (по 50 процентов акций у каждого). Возможно, что это отголоски именно той аферы. Речь тогда шла о незаконной предпринимательской деятельности – добыче угля марки «антрацит» на Таймыре и последующей его продажи без действующей лицензии. В результате внеплановой проверки Росприроднадзором, которую АГК впоследствии пыталась признать незаконной, в прокуратуру было передано требование о возмещении 2,1 миллиарда рублей.

Между тем, прокуратура Мысков возбудила против разреза «Кийзасский» уголовное дело по статье 217 УК РФ — «Нарушение требований промышленной безопасности опасных производственных объектов». Речь, конечно же, идет в первую очередь о сходе оползня в июне 2019, хотя и прочих нарушений закона в сфере безопасности и экологии у компании немало. В частности, Кемеровский арбитражный суд на днях удовлетворил иск Ростехнадзора к «Кийзасскому», назначив штраф в 55 тысяч рублей за неисполнение в срок предписания, обязывающего внести изменение в проектную документацию и получить положительное заключение экспертизы.

Не дождавшись добровольного погашения нанесенного лесным угодьям ущерба в результате схода оползня, обратилась в суд и Новокузнецкая природоохранная прокуратура, чтобы истребовать 23 миллиона рублей – именно на эту сумму, по мнению экспертов, пострадала находящаяся рядом с разрезом флора. Правда, рассмотрение дела перенесено на неопределенный срок в связи с наложенными властями ограничениями, препятствующими распространению нового коронавируса.

Как скажется складывающая ситуация на жителях Мысков и ближайших поселков, часть которых открыто получала финансовую поддержку от разреза за сотрудничество, пока не ясно. Финансовые и имиджевые потери группы «Сибантрацит», снизившийся спрос на уголь вполне могут лишить добровольцев дополнительного источника поддержки. Возможны сложности и при выполнении взятых разрезом обязательств перед муниципалитетом.

Владимир Максимов

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here