Очередные длинные каникулы – повод для дискуссии: не превратит ли коронавирус наши школы в образовательные консультационные пункты, куда дети будут приходить к преподавателям проверять свои знания, полученные с помощью интернета, и раз в год сдавать ЕГЭ?

Каникулы или как их теперь называют — «внеплановые COVIикулы» министерство образования Кузбасса в который уже раз за последние полтора года рекомендовало объявить техникумам, колледжам и школам. На этот раз с 30 октября по 7 ноября. В связи с чем возникает закономерный вопрос: а зачем вообще большинству учащихся, имеющих дома уверенный доступ к интернету, ходить на ежедневные уроки, если многие из них могли бы изучать предметы самостоятельно? Естественно, на первых порах они могли бы приходить в школу на индивидуальную проверку знаний раз или два раза в неделю, заодно получать там необходимые консультации, но каждый день плестись по дождичку и морозу, а часто ещё и ехать в переполненном общественном транспорте на занятия в школу – ничем неоправданный риск!

Если проанализировать мнение родителей в социальных сетях, которые адресованы властям региона, то многие из них тоже не на шутку встревожены заболеваемостью коронавирусом, осложнениями после болезни и высокой вероятностью ребенка надолго выключиться из учебного процесса. Родители боятся контактов здоровых детей с больными. И это вызывает у них нешуточное возмущение. Кстати, прошедшая неделя показала: зараженность коронавирусом в Кузбассе стала рекордной за последние месяцы – 1 683 случая, рост к предыдущей неделе более 22%, да и смертность остается высокой – 36 человек. Слава богу, детский организм хорошо переносит вирусную напасть, однако ж, чуть ли не ежедневно мы узнаем, что COVID-19 изменяется, и кто его знает, как он поведет себя через пару недель, а, может, уже и завтра? 

А как же уроки, учителя? Да ведь сегодня любую тему по любому предмету за любой класс можно просмотреть, прослушать, многократно повторить, если не понял с первого раза, на «YouTube» или специальных образовательных платформах. Причем объяснения ведут преподаватели с большим опытом. Многим взрослым, к слову сказать, тоже не помешало бы освежить там с детьми свои изрядно поистершиеся знания школьных предметов. Согласитесь, что ребенку куда удобнее посмотреть и прослушать 10 или 20-минутный ролик дома с помощью интернета. Он легко узнает там всё о частях речи в русском языке, о правилах деления простых и десятичных дробей, заглянет в тайну жизни простейших или млекопитающих, увидит фильм о континентах Земли, послушает стихотворение А. Пушкина в исполнении знаменитого чтеца… или будет усваивать 45 минут то же самое всем классом, сидя за неудобной партой, из уст какой-нибудь Марьи Ивановны?

Прошлый учебный 2020-2021 год, состоявший из периодических долгих внеплановых каникул, а также опробовавший дистанционное образование, убедительно показал: качество знаний у большинства ребят не ухудшилось. Были и «стобалльники», и медалисты, и поступившие в престижные вузы. Были, понятно, и те, кто не успел, как следует пропитаться школьными знаниями, но в какой благополучный год у нас таких учеников не было?

Сегодня большинству из нас совершенно очевидно, что новые технологии дают подрастающему поколению самые широчайшие возможности для получения образования. Они с пеленок учатся обращаться различными гаджетами, умеют искать и находить там необходимую информацию, но «здоровый консерватизм» взрослых (а многие прошагали нелегкие школьные годы ещё по советским методикам) этому противится на каком-то инстинктивном уровне. Почему-то учебный процесс для некоторых дядей и тётей – это непременное преодоление и страдание! Мы мучились – и вам хотим того же: обязательный утренний подъем, скорый завтрак, набивание рюкзака тяжелеными учебниками и тетрадками, поиски пакета со сменной обувью и постоянная спешка к первому звонку.

Этот консерватизм до сих пор сидит в тех, кто считает только книгу, только учебник в бумажном исполнении, только письмо ручкой в тетрадке настоящим образованием, а всякие там электронные книжки, набор текста на клавиатуре, интернет-уроки – это, мол, от лукавого! И невдомек им, что электронные учебники до сих пор официально не пришли в школу, скорее всего, вовсе не потому, что по бумажным учиться лучше или запоминать легче, а потому, что владельцы издательства «Просвещение», которое и продает тысячи тонн этой продукции в школьные библиотеки, принадлежит тому, кому надо принадлежать. То же самое и со школьным допотопным инвентарем, мебелью, столовыми и ежегодными скандалами по поводу качества школьных обедов. Кто и за какие деньжищи на этом кормится – можно только догадываться. А посему сохранение привычной образовательной традиции, сохранение поголовья учеников в школах, строительство и ремонт самих школ, их охрана и обслуживание – это не просто хлеб насущный, это огромный пирог для избранных, набитый деликатесами! Кто ж от него добровольно откажется?

Заметим, что многие семьи платят помимо всего немалые деньги за дополнительную подготовку своих детей репетиторам, а по сути дела, тем же школьным преподавателям. Так что коронавирус невольно обнажил многие незаметные ещё недавно реалии нашей неэффективной образовательной системы. А если добавить к этому участившиеся нападения на учебные заведения неадекватных людей с огнестрельным и холодным оружием, трагедии с этим связанные, то аргументы в пользу дистанционного образования становятся куда весомее.

Судя по темпам распространения коронавируса и появлению новых мутаций, нетрудно предположить, что это не последние длинные каникулы. Возможно, вскоре учащихся ожидает очередной переход на дистанционку. Снизится ли от этого качество знаний? Вряд ли. Впрочем, дождемся результатов ЕГЭ.  

Игорь Прошин

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here