Мэр в автобусе

Глава города Новокузнецка Сергей Кузнецов продолжает вести неравную борьбу с последствиями оперативно организованной транспортной реформы, проводимой, к слову, под его же непосредственным руководством.

18 ноября исполнится три года с той поры, как транспортную реформу в Новокузнецке объявили состоявшейся. А на данный момент прошло уже более 900 дней, однако ничего с тех пор не поменялось: на остановках толпятся люди, уже давно забывшие о каком-то там графике движения, зимой в салонах пассажиры мерзнут, летом изнывают от жары… Таков он – обещанный комфорт.

Но даже не это самое главное «счастье», которым наградили пролетарский город подвижники, перекроившие даже транспортную сеть, до этого формировавшуюся долгие годы на основе «пожеланий трудящихся». Как говорил в свое время специально нанятый Кузнецовым для выполнения этой задачи менеджер Денис Новохацкий: «Долгое время, порядка 30 лет, мы набирали один маршрут за другим, потому что кто-то просил приехать практически от подъезда до подъезда. По сегодняшнему бюджетному планированию город и горожане, которые платят налоги, позволить себе такое не могут». На практике же забота о содержимом городской казны вылилась в ситуацию, характерную для выражения «с точностью до наоборот».

По так называемому брутто-контракту город из своего бюджета обязан выделять «ПитерАвто» за обслуживание городских маршрутов ежегодно (причем, в течение 10 лет) около 2,2 млрд рублей. Взамен он должен получить столько, сколько заплатят за проезд пассажиры. Тут важно отметить, что до транспортной реформы все дотации на автобусное сообщение составляли около 300 миллионов рублей (основа перевозчиков, состоящая из частников, какой-либо поддержки со стороны местной администрации или правительства региона была лишена). Давайте теперь посмотрим, какую выгоду в итоге принесла реформа городу, сколько удалось сэкономить. За 2021 год на содержание всего городского транспорта из бюджета было выделено 3,1 млрд, а обратно в казну вернулось лишь около 500 млн рублей. Как вам такая «экономия» с минусом в 2,6 млрд?

Что-то не учли, что-то не просчитали? Причин для недостаточной эффективности сбора платы за проезд называлось за это время немало. Сначала Сергей Кузнецов выражал свой гнев в адрес увеличившегося количества «зайцев», и даже обещал специально для них ввести «катафалк»: «Это газель. Она будет чёрная с красными полосками, с нарисованными заячьими ушами. Газель будет подъезжать к местам, где стоят проверяющие. Все, кто не оплатил проезд, будут заходить в «заячий катафалк». С ними будут разбираться там». Все ссылки горожан на то, что сквозь толпу пассажиров иногда бывает трудно пробиться к валидатору, учитывая, что нужного автобуса подолгу не бывает, и они зачастую ходят по маршруту переполненными, во внимание не принимались.

Про зайцев

Да и сами платежные устройства, порой, работали отвратительно, а то и вовсе не работали. Впрочем, однажды градоначальник решил эту тему осветить тоже: «Компания, которая является техническим, так сказать, нашим подрядчиком, говорит о том, что это хакеры, атаки, в том числе атаки из-за рубежа. Я считаю, что всё это бред на самом деле и вздор. Никакие это не атаки, это серьезный сбой работы и совместимости служб технической поддержки и финансово-экономических служб банка». Пригрозив в итоге и специалистов, ответственных за работу валидаторов, тоже посадить в «заячий катафалк» и провезти их по всему городу: «Пусть они немножко постоят и подумают, как им дальше жить».

Месяц назад, в жару, Кузнецову пришлось объяснять жителям города, почему в автобусах стоит страшная духота и не работают кондиционеры. Представляете, какой «комфорт» был в переполненных салонах, когда люди возвращались с работы? Тут он уже не гневался, а встал на сторону перевозчика – надо, мол, понять и простить. Водители вынуждены выключать кондиционеры, иначе двигатель перегреется, и тогда все – прощай уютная замена старому ПАЗику. Как общественный транспорт работает в Стамбуле или Дубае при +35-40, те, кто там не был, наверное, так и не узнают.

Питер авто

Вообще, где-то с февраля нынешнего года Сергей Кузнецов перешел на более миролюбивый тон. Но если кто-то думает, что в нем проснулось чувство собственной вины за проводимый над новокузнечанами эксперимент, то это зря – по-прежнему ощущается попытка любым способом вывести себя из-под огня критики. А значит, главная сегодня задача – перечисление объективных причин, мешающих запланированной в 2020 году комфортной перевозке пассажиров.

Нынче в центре внимания новые проблемы. Впрочем, скорее, старые – те, с которых и начиналось внедрение транспортной реформы морозной осенью, и о которых сообщалось уже в конце прошлого года. На маршрутах ощущается острая нехватка автобусов, а в штате новокузнецкого подразделения «ПитерАвто» — водителей. Как отметил Сергей Кузнецов после проведенного очередного совещания с подрядчиком, дефицит первых на линии составляет 66 единиц, а потребность во вторых достигла цифры 200 (при штатной численности 650 человек).

После констатации столь незавидного положения в этой сфере услуг, глава города предложил подрядчику активнее привлекать к работе женщин. Значит, на гастарбайтеров больше надежды нет.  

Евгения Шпакова

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here