О том, как речка Ареда утопила надежды угольщиков Кузбасса и РЖД выйти на доковидный уровень погрузки, и чем это грозит населению.
В начале месяца замгендиректора ОАО РЖД Алексей Шило заявил, что по итогам января-июля его ведомство может выйти по погрузке на уровень 2019 года. Больше того, даже превзойти его на 0,5%, увеличив погрузку относительно неудачного 2020 года на 3,3%. Особая надежда была на уголь. Но в конце прошлой недели небольшая речка Ареда посмеялась над этими прогнозами и смыла опору железнодорожного моста. Транссиб встал!
Вчера сообщили о восстановлении одного участка пути, но не сказали пошли ли по нему составы. А раз не сказали – значит не пошли. В очередной раз проявилась простая истина — значительная часть экспорта кузбасского угля висит на тонком транспортном волоске мостовых опор через небольшие речки, которые могут быть смыты паводком от сильного дождика. Так что стратегии, планы, распоряжения, грозные указы высокого начальства – пустое сотрясение воздуха, если серьезные деньги много лет не вкладывали в развитие транспортного коридора на Дальний Восток.
Чему удивляться? Так всё устроено в сегодняшней России – мосты, которые держаться скорее на рельсах, чем на опорах, рвущиеся трубопроводы, взрывающиеся шахты… Напомним, что чуть более года назад под Мурманском произошло аналогичное происшествие – от паводка обрушился железнодорожный мост, и несколько дней федеральные СМИ с прискорбием сообщали, какие большие убытки понесет владелец компании СУЭК Андрей Мельниченко от вынужденной остановки экспорта угля.
Видимо, сейчас убытки угольщиков ещё подсчитываются, но можно констатировать – они будут немалыми. И в конце года высокое начальство предсказуемо станет рвать тельняшку на груди, жалуясь, что обстоятельства снова помешали грандиозным планам вывезти как можно больше угля на продажу. Впрочем, пускай у акционеров угольных активов об утерянных прибылях голова болит, а населению Кузбасса абсолютно по барабану, на сколько метров у господина Мельниченко из-за простоя эшелонов с углем будет короче следующая яхта, и купит ли господин Абрамович пару новых игроков для клуба «Челси».
— А поступление налогов в дефицитный бюджет области? – спросят нас.
— А много вы из этого бюджета даже в тучные годы что-то получали? – ответим вопросом на вопрос мы.
Учителям, медикам да соцработникам часто ли золотят ручки из этого кармана? Не говорим уже про стариков и малообеспеченных. К тому же, если посчитать убытки, которые за несколько десятилетий причинили населению области шахты да разрезы, то гори они синим пламенем эти налоговые крошки с их миллиардных прибытков! Ни чистой воды, ни чистого воздуха! Колоссальные потери площадей пахотной земли, отданные на растерзание экскаваторам! Землетрясения! Ни сносного жилья для переселенцев с подработанных территорий, ни дорог! Зато мы имеем растущие из года в год цены на квадраты в новостройках, да пухнущие тарифы на электричество и тепло, которые СГК получает по сути дела из угольных отходов, чего никто и не скрывает:
— Мы должны обогащать добытый уголь и качественный отправлять на экспорт, а отходы угольной промышленности и низкокалорийный уголь — преобразовывать в электроэнергию на современных теплоэлектростанциях. И выбросы должны быть только CO2 и никаких других.
И по электрификации частного сектора: поставлена задача в рамках нашего НОЦа разработать новые батареи, работающие на электроэнергии и с максимально высоким коэффициентом полезного действия, с системой управления работой этих батарей. И такие разработки уже есть — так называемые «тёплые плинтуса», которые гораздо эффективнее, чем все существующие батареи, — говорил Сергей Цивилев полтора года назад на выездном заседании правительства Кузбасса.
Не ведаем, греют ли кого-то уже упомянутые «теплые плинтуса», но в морозные зимние дни всеми органами — особенно глазами и легкими — чувствуем, как отходы угледобычи уменьшают наше здоровье, ведь электростанции в Кузбассе вовсе даже не современные, как о том говорил губернатор, а допотопные. Разумеется, от «вынужденного простоя» кузбасские ТЭЦ и ГРЭС не станут сжигать зимой качественный уголь, чтоб народу хоть немного полегчало, но, подозреваем, кое-какие дополнительные затраты все же будут необходимы. Правда, убытки эти энергетики наверняка заложат в тарифы на следующий год. По-другому у нас не бывает.
Сергей Борисов