Эксперты деловой прессы и Минэкономразвития прикинули, во что обойдется России углеродный налог в ЕС, что важно и для экспортеров кузбасской продукции.
На первый взгляд, расчет обнадеживает: поборы составят всего €1,1 млрд в год при том, что объем российского экспорта в Европу приближается к €100 млрд. Накладен, конечно, «углеродный оброк», но вроде не катастрофичен…
Однако, вчитываясь в экспертное заключение, вдруг обнаруживаешь, что из расчета исключены основные позиции российского экспорта, в том числе энергоносители. А для производителей товаров, чей «углеродный след» также очевиден, но менее приметен, этот сбор будет равнозначен весьма ощутимой дополнительной пошлине в 16% от стоимости продукции. Речь идет о цементе, электроэнергии, удобрениях, алюминии, железе и стальном прокате, включая рельсы. Последние позиции в этом перечне имеют прямое отношение к экспорту НкАЗа и ЕВРАЗ-ЗСМК.
А что же уголь? Оказывается, Еврокомиссия посчитала, что все энергоносители — а это почти две трети всего российского экспорта в Европу — стоит обложить углеродным налогом несколько позже. Учитывая погодные условия последних сезонов, реабилитирован отчасти даже уголь, импорт которого в Европе последовательно сокращали на протяжении нескольких лет. Однако ясно: если топливо из Кузбасса обложить дополнительным сбором в 16%, то об экспорте значительных его объемов в ЕС можно забыть.
Углеродный налог в Европе планируют постепенно увеличивать (и в объеме, и по товарной номенклатуре) до 100% в 2026–2035 годах.