Общественная экологическая организация «Чистые реки Кузбасса» со штаб-квартирой в поселке Макаракский (Тисульский район) подвела неутешительные итоги 2020 года. В неофициальном отчете отмечено рекордное количество выбросов в реки золотодобывающими предприятиями, ведущими добычу драгметалла в регионе – 59.
— Следует отметить, что в течение года мы какое-то время сотрудничали с общественной коалицией «Реки без границ», которая работает в России с помощью спутников США, а значит, финансируется из-за границы и имеет статус иноагента, — рассказывает активист Юстас Бачурин. – Любопытно, как в стране на деле осуществляется политика двойных стандартов, в которой наши власти постоянно пытаются уличить политических оппонентов: если ты иноагент и не критикуешь власть, то ты хороший, а если критикуешь, то таких надо «мочить». А как тут не критиковать, если с каждым годом наши реки превращаются в канализационные канавы для старателей.
Впрочем, после «развода» общественники Кузбасса мало потеряли: если коалиция «Реки без границ» зафиксировала на территории региона только 14 грубейших нарушений экологического законодательства, то у местных активистов показатель более серьезный и более трагичный – 45 отмеченных сбросов, которые надолго превращали чистейшие таежные реки в мутную жижу. Организация «Чистые реки Кузбасса» считает, что имея в своем распоряжении такую технику, как БПЛА «ОРЛАН — 10» можно контролировать не только все реки Кузбасса — вообще территорию Кузбасса на предмет экологических нарушений. К сожалению, отмечают активисты, создается впечатление, что это сегодня никому не нужно (имея в виду многочисленные федеральные структуры, наделенные полномочиями, а также ведомственные подразделения областного правительства и администраций территорий). А может, нежелательно?
А золотодобытчики тем временем постепенно начинают координировать свои действия. Сбросы осуществляются одновременно сразу на нескольких участках добычи и на нескольких реках, соответственно, тоже. Был зафиксирован временной отрезок, когда мутными в одночасье стали сразу четыре реки. «Такого раньше не было», — отмечает Юстас Бачурин. Набираются золотодобытчики и опыта, чтобы выйти из-под контроля общественников и соответствующих ведомств: сбросы стали делаться чаще всего под выходные, когда экологический аудит ослабевает. Получается вообще «картина маслом»: люди в эти летние свободные от работы часы спешат отдохнуть, приезжают на водоемы и видят вместо живительной влаги желтую массу, стремящуюся в более полноводные реки.
Нашлось место в отчете общественников и усилиям регионального Минприроды: «Эффективность работы низкая! Методы работы устарели! Реки Кузбасса как были желтого цвета, так такими и остались! Заявления о постоянном мониторинге ситуаций на реках уже выглядят смешными! Борьба проиграна! Золотодобытчики в тайге боги и делают, что хотят! Они там власть!».
В данное время официально контролировать работу золотодобытчиков может только Росприроднадзор! Так было решено «на самом верху». Как у них это получится — покажет время. Главное, отмечают активисты «Чистых рек Кузбасса», чтобы их не постигла участь коллектива Минприроды Кузбасса, сначала расписавшегося в своем бессилии, а потом и закономерно лишившегося возможности осуществлять контроль.
Евгения Шпакова
В Кузбассе уже на протяжении 20лет перестали действовать основы Конституционного строя — ст.10 Конституции РФ гласит п.1-Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории, а еще ст.42 и ст.53 той же Конституции, но этим «колонизаторам» Закон не Указ, а от так называемых «участников фронтов» можно и отпризентоваться.