В последние дни уходящего года замгубернатора Андрей Панов решил отметиться заботой о печальной судьбе градообразующего предприятия в Юрге – машзавода.

Для этого бывший якутятин провёл в режиме «дистанционки» совещание в тёплом и уютном кабинете под крышей правительства Кузбасса — вместо того, чтобы провести этот совет на самом предприятии и на месте попытаться досконально разобраться, какова там ситуация на данный момент, а также пообщаться с представителями трудового коллектива.

Напомним, Юргинский машиностроительный завод начал работу еще в 1943 году. Здесь долгие годы выпускали полный спектр горно-шахтного оборудования для очистных забоев, технику для разрезов и обогатительных фабрик. Основными рынками сбыта предприятия были Кузбасс, Украина, Коми, Хакасия и Саха, Ростовская и Сахалинская области, Хабаровский и Приморский края. Но… в ноябре текущего года юргинский машзавод, который в прежние годы называли флагманом машиностроительной отрасли не только Кузбасса, но и России, по решению кредиторов остановил производство. С таким предложением выступил собственник 90% доли в заводе ООО «РТ-Капитал» — «дочка» госкорпорации «Ростех». А это значит, что в новом 2021 году почти 70% работников Юрмаша (примерно 800 человек) будут уволены.

Еще в феврале 2019 года в отношении предприятия было инициировано дело о банкротстве. В октябре того же года от руководства заводом отстранили Анатолия Лазарева, который предыдущие пять лет до «почетной ссылки» работал заместителем губернатора Кемеровской области по ЖКХ. Тогда же из уст руководителя региона Сергея Цивилева прозвучали заверения, что областные власти не оставят в беде предприятие и вдохнут в него новую жизнь: областное правительство, Ростех и представители собственников якобы разработают совместную дорожную карту по его оздоровлению и дальнейшему развитию. Однако, как это теперь зачастую бывает, то ли пандемия во всём оказалась виновата, то ли чиновники, взявшиеся за воскрешение завода, не проявили должного профессионализма и усердия в решении проблемы, но вскоре у «Юрмаша» список кредиторов стал заметно увеличиваться. И в сентябре 2020-го было принято решение о банкротстве предприятия: к тому времени претензии кредиторов составили 10 253 408 899 рублей. Арбитраж признал долг и принял решение ввести конкурсное производство до 7 марта 2021 года.  

А что же с обещанной так называемой дорожной картой по оздоровлению завода, о которой прежде с большой гордостью рассказывал Сергей Цивилев? Видимо, он и сам давно уже о ней забыл. Теперь пришел черед Андрея Панова создавать видимость по спасению предприятия и безработных юргинцев, остающихся без средств к существованию, а по сути — и без будущего. Такой вот «подарок» они получили накануне грядущего Года Быка.

Но вернемся к совещанию в правительстве Кузбасса, на котором заместитель губернатора рассказывал, как на этот раз можно бы попытаться помочь обанкротившемуся предприятию и потенциальным безработным. В совещании также приняли участие конкурсный управляющий завода Петр Науменко, старший вице-президент блока по работе с активами Госкорпорации развития ВЭБ РФ Сергей Фролов, глава Юрги Алексей Фомин и руководители региональных министерств. О прежней дорожной карте по спасению завода чиновники тоже не вспоминали, как и о роли Сергея Цивилева. Безработным же, как сообщила пресс-служба правительства Кузбасса, на этот раз обещано следующее:

«Минтруд и Минпром Кузбасса совместно прорабатывают варианты перевода рабочих на другие промышленные предприятия. Всем высвобождаемым сотрудникам служба занятости населения предложит работу по месту жительства и на предприятиях ближайших муниципальных образований с учетом транспортной доступности. При желании они смогут пройти профессиональное переобучение и повышение квалификации по профессиям, востребованным на рынке труда. Им также может быть предоставлена финансовая помощь на организацию собственного дела и компенсация расходов при переезде и трудоустройстве на новом месте».

Согласитесь, все эти предложения — пустая формальность, которая для специалистов, отдавших немало лет и сил загубленному машиностроительному производству, теперь «как мёртвому припарка». Истолковывать такие предложения можно по-разному. В том числе, и как насмешку. Ведь участникам совещания, взявшимся снова обсуждать ситуацию на «Юрмаше», должно быть прекрасно известно, что новую работу по месту жительства для такой большой армии теперь уже бывших машиностроителей никогда не найти, как не найти её и в близлежащих муниципалитетах. Везде царит безработица, особенно теперь — в период пандемии. Все эти бесполезные советы по дальнейшему трудоустройству безработных лишь подчеркивают тот неопровержимый факт, что каких-либо ясных перспектив и жизнеспособных планов по восстановлению градообразующего предприятия руководство региона не имеет. 

 «Юрмаш» долгие годы был одним из крупнейших производств Сибири. К сожалению, завод уже не первый год находится в трудной ситуации. Но он не должен быть распродан по частям и закрыт окончательно. Найти нового инвестора будет достаточно сложно, однако у ВЭБ РФ есть огромный опыт в решении подобных проблем. Со своей стороны Правительство Кузбасса окажет всевозможную поддержку», — сказал в заключении Андрей Панов, лишь подтвердив уже сделанный выше вывод. 

Так и остался непонятным весь смысл оказавшегося дежурным совещания — бессмысленного и бесполезного.

Сергей Маринин

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here