На одной из яхт Романа Абрамовича

Когда читаешь публикации, содержащие сведения из деклараций чиновников, нередко спотыкаешься на глаголах типа «заработал». Хотя бы потому, что получают они государственное пособие в большинстве своем вне зависимости от результатов труда. Почти как пенсионеры.

Но ведь никому не приходит в голову сказать, что ветеран Кроликов зарабатывает (и получает от ПФР) более 10 тысяч рублей в месяц. А вот министр промышленности и торговли Денис Мантуров по итогам 2018 года почему-то именно заработал 443,4 миллиона рублей. Может, курировал строительство гигантского предприятия, помог стабилизировать цены на основные виды потребительских товаров? Отнюдь. Значит, как и Кроликов всего лишь получал пособие. Своеобразное, правда. «Задекларировал», «увеличил доход», «отчитался», «пополнил личный бюджет» — эти слова и словосочетания более понятны населению, когда речь идет о фиксации уровня благосостояния чиновников, а главное – более справедливы.

Собственно, я это не столько к тому, что президент страны на свой день рождения повысил официальную часть дохода себе (наверное, поиздержался на покупке гостям мороженого — о других расходах сведений нет) и своему ближайшему окружению, сколько о проведенном исследовании РИА под заголовком «Рейтинг российских городов по уровню зарплат — 2019». Здесь-то уж точно должна идти речь о деньгах заработанных. Только вот ведь незадача: каждый раз, когда появляются такого рода статистические данные, делаешь мысленный обзор родных и знакомых, и выходит, что до среднего уровня дотягивает в лучшем случае лишь один из десяти. Где скрываются те счастливчики, которых ищут и находят исследователи из различных статистических структур, понять не дано.

Тем не менее, будем пережевывать то, что дают. Два кузбасских города, попавших в список 100, находятся отнюдь не в хвосте рейтинга РИА. Областной центр со средней зарплатой 41,9 тысяча рублей обосновался на 19 строчке, а Новокузнецк – на 32 со средней заработной платой ровно 40 тысяч. Остались позади такие вроде бы притягательные для возможного переезда населенные пункты как Новосибирск, Краснодар, Ростов-на-Дону, Калининград, Симферополь… Впрочем, все крупные сибирские города выглядят в этом рейтинге весьма неплохо за исключением Барнаула, оказавшегося на 77 месте. Средняя зарплата в столице сельскохозяйственного региона составила только 31,4 тысячи.  

Но рейтинг рассчитывался не только по заработной плате – учитывалось, прежде всего, ее соотношение к стоимости «стандартного потребительского набора». Если средний житель лидера списка (Москва) имеет этот коэффициент 3,83 при заработной плате 96,9 тысяч рублей, то в Кемерове он существенно ниже – 2,48. В переводе на более понятные цифры это означает, что москвич со средней зарплатой может содержать себя и еще почти трех членов семьи, а кемеровчанин – только себя, жену (или мужа, как современный вариант) и собачку с кошкой. В Новокузнецке данный коэффициент еще ниже – 2,20. Хватит еще на спутника жизни и чаевые музыкантам в переходах. Это в том случае, если не ставить цели на серьезные приобретения — вроде квартиры, дачи или машины.

В преамбуле к исследованию РИА Рейтинг то ли на полном серьезе, то ли с долей юмора предлагает пользователям не просто ознакомиться со списком, а уяснить для себя, «куда можно поехать за большими деньгами». Что касается Москвы – тут все ясно, ничего нового о визитной карточке России нам не сказали. А вот дальше коэффициент поневоле заставляет задуматься. Помните хрестоматийное из «Бриллиантовой руки»: «Будете у нас на Колыме, милости просим!», и ответ Козодоева: «Нет уж, лучше вы к нам»? Так вот, Магадан с коэффициентом 2,90 находится на шестой позиции в рейтинге. Да и вышестоящие в списке города тоже чаще всего употребляются с прилагательным «северный» — Ханты-Мансийск, Сургут, Салехард. У всех соотношение зарплаты к потребительскому набору – три с лишним. В Салехарде, к примеру, 10 работников с совокупной средней зарплатой 88 тысяч рублей вполне могут приблизиться к уровню пособия, выделяемого премьер-министру Медведеву.

Наверное, мы, жители промышленного Кузбасса, могли жить не хуже северных городов и Москвы, а в чем-то даже и значительно лучше. Если бы приоритеты в экономике были расставлены не на обогащение отдельных сограждан, а на процветание всего общества. Кстати, существующее положение дел, кажется, начинает надоедать и отдельным членам правящей «Единой России». Если раньше мы знакомились только с их рецептами как выжить на 8-9 тысяч рублей в месяц, то теперь появились и протестующие.

Председатель законодательного органа соседней Хакасии Владимир Штыгашев поразил своим откровением, выступив в Совете Федераций во время бюджетных слушаний. Обидно стало ветерану за Республику, которую постоянно называют аутсайдером. «Наши угольные компании добывают около 30 миллионов тонн угля, по добыче мы второй регион после Кузбасса. Но платят налогов на прибыль они меньше, чем пивзавод. Добытое они продают за рубеж, а нам оставляют лунный ландшафт. С помощью федеральных «законов» они уходят от налогов», — попытался открыть глаза коллегам Штыгашев.

Посетовал он и на то, что доходы с Саяно-Шушенской ГЭС телепортируются в неизвестном направлении. Но главная причина бедности региона и людей, в нем проживающих, прозвучала словно из уст Навального, а не от старожила правящей партии: «На бабку Степаниду, которая без лицензии семечки продает, все войска поднимут. А этих мошенников, которые деньги уводят… Россию грабят на миллиарды рублей! Одну Хакасию только на 10-15 миллиардов рублей ежегодно».

Да, высказался. Да, молодец — пожурил крохоборов. Вот только на пособия Медведева и Мантурова это все равно никак не повлияет. Как и на среднюю заработную плату в регионах.

Владимир Максимов

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here