Похоже, «Принцип Чубайса», когда чтобы не происходило, как бы критически не оценивалось обществом происходящее, начинает доминировать не только на федеральном уровне, но и в Кузбассе. И теперь вместо навешивания на протестующих ярлыков вроде «бузотеры», «отморозки», «воронье», нынешний первый руководитель области Сергей Цивилев вообще никак не комментирует происходящее на юге области, где по-прежнему проводятся массовые экологические акции протеста.
В Новокузнецком районе, к примеру, уже пошел четвертый день противостояния между жителями близлежащих населенных пунктов и ООО «Сибэнергоуголь» на участке автомобильной дороги Листвяги-Апанас. Спор этот двух заинтересованных сторон давний, если вспомнить хотя бы нашумевшую осенью прошлого года акцию, когда здесь же состоялись «похороны» погибшего на трассе автомобильного колеса.
Угольщики считают данный участок дороги, который с некоторых пор обрел название Технологический, своей собственностью, входящей в разрабатываемый лицензионный участок. Население же уверяет, что дорога, соединяющая Новокузнецк сразу с несколькими поселками, и по которой с незапамятных времен курсирует пригородный маршрутный автобус, была построена здесь задолго до увеличения аппетитов тех, кто, добывая горючий камень открытым способом, не просто набивает «зеленью» оффшорные счета, но и уничтожает на своем пути все живое.
Все началось с оповещения о проведении очередных взрывных работ в непосредственной близости с дорогой. Тут стоит заметить, что раньше с информацией такого рода руководители разреза не сильно заморачивались – дорога попросту перекрывалась на несколько часов, и те, кто подъезжал к опасному участку, упирались в ограничивающий движение аншлаг. Соответственно, вынуждены были часами ждать разрешения, чтобы проехать дальше. Но с некоторых пор хотя бы в этом вопросе был налажен хоть какой-то порядок.
И вот, получив такого рода сообщение, 9 июля около 40 человек из поселков Апанас, Новый Урал, Верх-Кинерки, Алексеевка, Ананьино разместились в опасной зоне, блокировав, тем самым, саму возможность проведения взрывных работ. Каждая из сторон в данном случае действовала в соответствии с собственными интересами и убеждениями: одни пытались ограничить движение на «принадлежащем им и никому другому» лицензионном участке, чтобы подготовить разрез к выработке, оппоненты тоже разместились на «своей земле», а именно — на муниципальной трассе, связывающей город с населенными пунктами. В следующие дни акции протеста уже не были столь многолюдными, потому что было решено блокировать взрывные работы усилиями отдельных поселков – один день вахту несут жители Апанаса, другой – Алексеевки, затем — Ананьино…
Длительные переговоры между населением и собственниками так до сих пор ни к чему не привели. На просьбы покинуть опасную зону, как и на угрозы через суд взыскать компенсацию за упущенную выгоду, местное население никак не прореагировало. «Докажите, что дорога принадлежит вам, и мы уйдем», — заявили протестующие. И вскоре такой документ (право на собственность Технологической дороги) под номером 729682 от 12.02.2004 года им был предоставлен. Но вот же неувязка: в данном свидетельстве о государственной регистрации права, где уточняются координаты участка дороги, упоминается и о траншее на участке Апанасовский. А она там была выкопана лишь в 2017 году.
— Мы считаем, что налицо попытка фальсифицировать право собственности путем выдачи документа задним числом, — говорит один из активистов Сергей Шереметьев. – И мы уже не первый раз сталкиваемся с откровенно мошенническими действиями. Когда-то в поселке Новый Урал должны были проводиться слушания о строительстве новой дороги вместо этой, и люди были настроены весьма определенно — ни в коем случае не допустить увеличения ее продолжительности и времени пребывания в пути. На той встрече их попросили расписаться на отдельных листочках, как участников состоявшегося мероприятия. А потом их, эти листочки с более чем 60-ю подписями, приложили к протоколу, в котором говорилось, что население не имеет ничего против строительства новой дороги.
Котлован разреза на участке «Бунгурский-Южный-2» начинается уже буквально в метрах 50-100 от действующей трассы, по которой снуют личные автомобили и общественный транспорт. И абсолютно понятно, что вечно так продолжаться не может – нужно решение. Честное и не предвзятое, учитывающее интересы прежде всего местных жителей. Если, конечно, верить периодическим заявлениям высшего руководства страны, что в России все делается для блага человека. Но молчит Сергей Цивилев, как и вся его многочисленная свита. А первому руководителю Новокузнецкого района Андрею Шарнину, призванному разруливать данную ситуацию, но лишенному большинства полномочий, когда дело касается интереса крупных промышленных структур, вряд ли позавидуешь.
Как говорят сами протестующие, позицию жителей разделяет глава Загорского поселения Оксана Лимонова. Вполне дружелюбно по отношению к ним, в отличие от прошлых акций протеста, ведут себя на месте столкновения интересов и сотрудники полиции, следящие за порядком. И вроде бы чувствуется, что прогресс наметился, что права пословица «Вода камень точит»… Однако не оставляет ощущение, что до настоящего откровенного диалога между властью, угольщиками и обществом – целая пропасть с действующий разрез.
Владимир Максимов