Сложно сказать, почему Новокузнецк так вяло отреагировал на фестиваль «Дороги Кузбасса», который должен был вечером 17 августа ознаменовать собой завершение мотопробега Кемерово-Новокузнецк. Организованного, в свою очередь, в честь пуска последнего участка трассы Кемерово — Ленинск-Кузнецкий протяженностью чуть более 17 километров. То ли событие, произошедшее на севере области, показалось южанам не того масштаба, чтобы массы смогли проникнуться точно так же, как представители административного ресурса всей значимостью ввода в строй объекта. То ли программа мероприятий несколько смутила.
«Любовался русскими пейзажами«
Если рассматривать вторую версию, то тут и правда знаний одного русского языка недостаточно, чтобы понять, насколько хороша и увлекательна повестка дня новокузнецкого фестиваля, если следовать версии местного управления культуры, которая накануне была растиражирована многими средствами массовой информации. Скажем, известие о надвигающемся фристайл-шоу на мотоциклах от «FMX – КОМАНДА FERZ» еще как-то могло привлечь внимание простого обывателя. Но чем больше информации сваливалось на его голову, тем неопределеннее могли становиться желания. А чем ему грозят показательные выступления по WorkOut вкупе с масс-рестлингом и кросс-лифтингом? Да еще в сопровождении команды черлидеров? Ситуацию вряд ли могли спасти даже обещанные комфортные зоны фудкорта. Надежды на продвинутую молодежь явно не оправдались.
При том, что ввод последнего участка трассы Кемерово-Новокузнецк действительно событие для региона важное, не все жители области по достоинству оценили вложенные в организацию праздничных мероприятий деньги. Еще два представления с театрализованными элементами для жителей и участников мотопробега прошли непосредственно на пусковых площадках – в областном центре и у деревни Демьяновка: с участием православной церкви, строителей и студентов, активно работавших все лето на объекте. И что удивительно – самым заметным фигурантом действа стал даже не губернатор Кузбасса Сергей Цивилев, а группа байкеров во главе с «Хирургом» (в миру – Александр Залдостанов).
В наспех написанном и распространенном пресс-службой областной администрацией релизе приведена даже небольшая речь, которую он произнес, прокатившись впервые по Кузнецкой земле: «Ехал и любовался русскими пейзажами, это настоящая дорога к русской мечте!». Понятно, что Залдостанов оратор еще тот, да и оценивать пейзажи Кузбасса не его привилегия. Но журналистам-то надо быть поосторожнее с хвалебной оценкой местных пейзажей, где на первом плане не березки с ивами, а экскаваторы с БелАЗами. Да еще и с приданием этому безобразию исключительности, налегая на определение «русскими».
Отношение к самому Залдостанову может быть разным – от «Вот это круто!» до «Профессиональный бездельник, разъезжающий по России на бюджетные деньги». Остается непонятным лишь усиленное навязывание любви к мотоциклам. При пуске скоростного участка магистрали, в том числе.
Вот и член Совета рабочих комитетов Кузбасса, бывший губернатор области Михаил Кислюк не сдержался и отреагировал на прошедшее событие, прислав в редакцию письмо с просьбой опубликовать его «без купюр». Что мы и делаем.
Сдача всей трассы в эксплуатацию была намечена на август 2000
«Для того чтобы понять, насколько важен объект для Кузбасса, сколько сил было приложено для проектирования магистрали, сколько людей вложило в строительство свою душу, нужно знать предысторию. Весь перевод внимания при вводе объекта в строй на байкеров и Залдостанова — это в корне неправильно. Ваше издание уже отмечало, что трасса начала строиться довольно давно: разработку и реализацию проекта осуществили мы вместе с рабочими комитетами, а продолжила – команда Тулеева. Насколько я понял, даже его на праздник не пригласили. Сотни специалистов за многие годы были причастны к строительству магистрали. А празднуют неизвестные в области ребята в кожаных куртках. Как это расценить? Можно не любить Кислюка, Тулеева – у каждого из нас недоброжелателей масса, но причем тут дело?
Однако давайте все-таки об истории. Дорогу эту проложить планировали еще в советские времена. И даже было выполнено около 20 километров земляных работ от Новокузнецка. Но в 1991 году мы пришли к выводу, что делать эту важную транспортную артерию по устаревшей технологии нельзя. И после долгих дебатов в Совете рабочих комитетов Кузбасса в октябре 1991 было принято решение сделать трассу современной – по немецкой технологии.
До конца года, при непосредственной, кстати, поддержки областного Совета, были проведены переговоры с компанией «Wrigen» и с организацией по «Безопасности дорожного движения» земли Северный Рейн-Вестфалия о выделении кредита на приобретение дорожной техники и технологии. В 1992 году деньги были получены, приобретена дорожная техника и необходимое оборудование, руководители и рабочие прошли в Германии обучение. В начале 1993 года был получен и утвержден проект строительства автобана – начались подготовительные и земляные работы. А уже в апреле местная компания «Фэцит» приступила к укладке дорожного полотна.
В январе 1996 года участок дороги Новокузнецк – Лениск-Кузнецкий был сдан в эксплуатацию. Никаких мотоциклистов к торжествам мы не привлекали. Кроме непосредственно дорожных строителей, на открытии участка трассы присутствовали вице-премьер правительства Б.Л. Лобов, председатель Законодательного собрания области А.Г. Тулеев, мои заместители В.И. Заузелков и Б.Л. Панов, руководитель дорожного управления Н.П. Серегин. Стоимость 1 километра автобана не превышала одного миллиона долларов, при уложенных 140 километрах средняя скорость введения полотна в год – 35 километров.
Проект строительства второго участка Кемерово – Ленинск-Кузнецкий был утвержден, проведены камеральные работы, планируемая сдача всей трассы в эксплуатацию была намечена на август 2000 года. Конечно, жить богато не запретишь, но 19 лет назад вряд ли кому бы пришло в голову с таким размахом отмечать окончание строительства – сразу в трех точках, да еще и привлекать к событию байкеров. Сейчас сложно сказать, по какой причине настолько затянулось строительство – я перешел работать из региона в правительство. Скорее всего, из-за отсутствия средств. Но деньги тогда на объект, как мне говорили в соответствующем федеральном ведомстве, были выделены. Возможно, не в полном объеме. Потому что вскоре все иностранные инвесторы отказались работать с Кузбассом из-за публичных обвинений в коррупции.
Сразу после состоявшегося в Кузбассе события мне позвонили около двух десятков человек, чтобы обсудить окончание когда-то нами задуманного. И, к сожалению, сарказм и ирония в оценках преобладали. Считаю, что это очень плохо. Даже не столько для губернатора, сколько для региона».
Владимир Максимов