Китайский коронавирус и защита от него на какое-то время отвлекли нас от анализа результатов работы угольной отрасли Кузбасса. А они продолжают оставаться негативными, и пока нет ни единого фактора, который хотя бы гипотетически давал надежду на то, что потребление угля увеличится, цены начнут возвращаться на близкий к довирусному периоду уровень, что над нашим шахтерским регионом опять потихоньку закапают денежки от щедрот владельцев угольных компаний.

Добыча – за исключением коксующихся марок углей – продолжает снижаться. По данным правительства Кузбасса, за два месяца с начала года она составила 35,1 млн тонн, в то же время годом ранее она доходила до 39,2 млн тонн. Особенно заметно просела добыча угля энергетических марок – с начала года выдано 22,6 млн тонн (за январь-февраль 2019 года – 27 млн тонн).

Большая часть такого топлива идет на экспорт. Например, в феврале из 17,1 млн тонн добычи 10,2 млн тонн отгружено зарубежным потребителям. В основном – в восточном направлении. Именно поэтому от бенефициаров угледобычи и властей региона то и дело в сторону Москвы летят стоны о скорейшей модернизации транспортной системы так называемого Восточного полигона, чтобы ускоренными темпами вывезти топливо в Китай, Южную Корею, Японию и т.д. Однако правительству сейчас явно не до этих стонов, хотя там и делают вид, что «озабочены» и понимают всю важность угледобычи для России.

Но даже если представить себе, что все планы по увеличению пропускной способности железной дороги будут выполнены, тарифы на провоз установлены самые щадящие, и ничто не помешает продвижению эшелонов на восток, останется один маленький вопрос: почему этот дополнительный объем угля обязательно кто-то должен купить? Только потому, что РЖД потратилась на модернизацию? Так перед нами свежий пример траты «Газпромом» миллиардов долларов на нефтепровод «Северный поток-2». Он бесславно потоплен в морской пучине, и кому какое дело в Европе до того, что на него Россией потрачены такие деньжищи?!

Между тем, мировые СМИ сообщили, что руководитель Шанхайской экспертной группы по коронавирусу считает, что эпидемия в Китае может продлиться несколько лет. Заметьте, не до лета, и даже не до конца года, а несколько лет… А поскольку именно эта страна является главным локомотивом роста не только экономики азиатско-тихоокеанского региона, но и мира, то эшелоны с кузбасским углем можно снаряжать хоть в кругосветное путешествие с известной точкой возврата. Похоже на то, что именно поэтому погрузка угля тоже не восстанавливается: по отношению к соответствующему периоду предыдущего года она не достигла 63 процентов. Если это не катастрофа, то что тогда таковой называть?

Пока что угольные компании не сообщают о своих планах по сокращению работников, но предел их прочности невелик. Недавно сообщили, что к злополучным шахтам «Заречная», «Алексиевская» и «Октябрьская», массово увольняющих шахтеров, добавилась компания «Сибэнергоуголь», признанная банкротом. Пока работники сидят на 2/3 зарплаты, как сказал гендиректор Игорь Доденко, предприятие испытывает сложности не только из-за падения спроса и цен на рынке угля, но и из-за собственных долгов.

Статистика отметила, что сальдированный финансовый результат предприятий Кузбасса в январе текущего года – а большую долю в нём составляют всё те же угольщики – составил 1,7 миллиарда рублей убытка. Просроченная кредиторская задолженность предприятий угольной промышленности составила 118 215  млн рублей.

В общем, ситуация в экономике Кузбасса вырисовывается весьма печальная, поэтому на прошлой неделе депутаты собрались на заседание и в который уже раз внесли поправки в областной бюджет. В результате его вероятные доходы выросли на 2,4 млрд — до 157 млрд рублей, а расходы увеличились на 9,1 млрд рублей — до 180,4 млрд рублей. Таким образом, дефицит бюджета с 16,7 млрд рублей вырос до 23,4 млрд рублей.

Думается, что в этом году депутатам не раз ещё придется присматриваться к бюджету и уже кромсать его расходную часть, потому как дополнительных доходов явно не предвидится.

Александр Сусоев

Поделиться:

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here