Закончилось бюджетное пиршество Кузбасса, которое длилось два года в связи с увеличением добычи и продажи угля по довольно высоким ценам. Снижение спроса на главный кузбасский товар, как и снижение его стоимости вновь вернуло исполнение бюджета в состояние дефицита.

Из отчета Главного финансового управления области следует, что планировали на 2019 год доходы под воздействием слогана «Кузбасс – регион №1 за Уралом» скорее оптимисты, чем специалисты. И потому в бюджет области поступило не 161,86 миллиарда рублей, как ожидалось, а всего лишь 157,91, или 97,55 процентов от расчетной цифры. С расходами тоже неувязочка вышла. Намеревались потратить 166,2 миллиарда, осилили только 158,89 миллиарда рублей (или 95,6 процента). Между реальными доходами и расходами разрыв, как видите, составил без малого миллиард со знаком «минус».

На местах положение еще хуже. При значительно меньшей совокупной части расходов в городских округах (91,65 млрд руб.), дефицит зафиксирован на уровне 1,08 миллиарда рублей. В районах при расходах 31,74 миллиарда местные бюджеты недополучили более 600 миллионов. Понятно, что недостающую сумму на выполнение запланированных мероприятий и на осуществление жизнедеятельности городов и сел власти брали в долг под проценты не только у государства, но и в коммерческих банках. В надежде, что завтра жить будем значительно лучше, а значит, со всеми без труда рассчитаемся.

Как ни странно, но эти надежды могут оправдаться. И речь даже не столько о возможном повышении цены и спроса на главный товар региона – уголь, сколько о введении нового пункта в налог за негативное воздействие на окружающую среду (НВОС). С начала 2020 года в соответствии с постановлением правительства вводится ставка платы за выбросы угольной пыли – 61 рубль за тонну. Заметим, перераспределяется НВОС следующим образом: 20 процентов идет в федеральный бюджет, по 40 процентов – в региональный и местный.

Сам данный налог был принят не столько в связи с бедственной экологией в Кузбассе, сколько с усилившимися протестными настроениями жителей дальневосточных и североморских портов, где ведется перегрузка угля. Данное решение призвано повлиять на деятельность стивидорных компаний, чтобы те выполнили ряд мероприятий и снизили нагрузку на экологию в находящихся рядом с портами населенных пунктах. Однако и для нас 61 рубль с тонны пыли лишним не будет.

По данным доклада  «О состоянии окружающей среды в Кемеровской области в 2018 году», только стационарные источники угольной отрасли произвели в Кузбассе 47,3 тысячи тонн выбросов твердых веществ в атмосферу. В их состав входит много чего (пыль неорганическая, сажа…), но и состав угольной пыли тоже велик – около 20 процентов. Прибавьте к данной цифре местную перевалку и хранение угля, дающие в комплексе еще 41 тысячу тонн твердых выбросов, и сумма отчислений по новому налогу грозит стать очень серьезной.

Смущает во всем этом лишь два обстоятельства. Данные налоговые отчисления не целевые, а значит, нет никаких гарантий, что полученные бюджетами деньги будут потрачены на защиту окружающей среды. И, конечно же, включение в налог на НВОС угольной пыли негативно скажется на ряде предприятий Кузбасса, финансовое состояние которых и без того сегодня весьма плачевное. Высокотехнологичных рабочих мест в регионе так и не создано, зато можно лишиться и части примитивных, но позволяющих кормить значительную часть населения.

Впрочем, о результатах и последствиях нововведения можно будет судить лишь в процессе исполнения правительственного решения. Общая же ставка за негативное воздействие на окружающую среду в 2020 году принята с коэффициентом 1,08 к уровню 2018 года. То есть, к 95 рублям придется прибавить 8 процентов. Отдельно установлена лишь ставка для угольной пыли, выбрасываемой ТЭЦ – 118,3 рубля за тонну.

О прочих перспективах угольной отрасли Кузбасса в текущем году, о том, что ждет наши предприятия на рынке одного из основных потребителей – Китая, читайте завтра.

Владимир Максимов

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here