Свежие данные о социально-экономическом развитии Кузбасса за 10 месяцев говорят о том, что регион ещё не пережил последствия кризиса мировой экономики.

Судите сами, сейчас общий показатель индекса промышленного производства находится в плюсе – на конец октября + 6,5%, однако с учетом его снижения в прошлом году по отношению к 2019 г. на 3,7% (связано, в основном, с потерями от различных ковидных ограничений) вряд ли есть смысл говорить об окончании неблагоприятного периода. Показатели нашего региона вытянули наверх, в основном, возросшие мировые цены на уголь, как, впрочем, и газовый кризис в Европе, который дал шанс главному кузбасскому товару оперативно находить покупателей и на западе, и на востоке.

Мы уже писали, что летом и в начале осени цены на уголь в Старом Свете увеличились до рекордных значений. Например, тонна энергетического угля в портах Балтии к середине октября стоила до $200 против чуть более $63 в январе этого года. А в начале октября цена достигала и вовсе $300 за тонну. Примерно такую же прыть в этот период демонстрировали цены в Китае, выросшие с $89 до $251 за тонну. Здесь дополнительную роль сыграли санкции в отношении местных производителей из-за проблем с безопасностью на предприятиях — последовавшее за этим сокращение добычи угля совпало с резким ростом потребления электроэнергии.

И уж совсем «поперло» российским добытчикам коксующегося угля. В Минэнерго РФ отмечали: рынок начал свое восстановление с весны 2021 года. По итогам 10 месяцев биржевой ориентир на коксующийся уголь премиум-класса вырос в 3,3 раза, а в конце октября его стоимость превысила уровень в $401 за тонну. Драйвером роста послужило оживление экономики и металлургического сектора. Именно поэтому всё, что могло быть добыто и погружено в полувагоны нашими разрезами и шахтами, было отправлено и реализовано. Думается, и скорректированные планы на той же «Листвяжной» были довольно высокими, вынуждая управленцев требовать от шахтеров повышенной добычи.

Отсюда, кстати, растут и причины дефицита угля для населения Сибири. Несмотря на то, что на угольных складах Кузбасса на начало ноября оставалось 16,4 млн тонн, СМИ сообщали, что население не могло его купить в Алтайском крае, Омской и Новосибирской области, да и в самом Кузбассе то и дело раздавались жалобы на дефицит. Его причину легко разгадал один из местных депутатов в Алтайском крае, рассказав, что цена угля для населения по сравнению с началом прошлого сезона выросла с 2,8 до 3,1 тыс. рублей за тонну и добавил, что зарубежные страны закупают уголь по 230 долларов за тонну – а это 17 тысяч рублей. Очевидно, что поставщикам значительно выгоднее продавать топливо зарубежным покупателям даже с учетом серьезных расходов на транспортировку. Поэтому «пусть уголь лучше полежит, а вдруг повезет, и его удастся реализовать подороже».

К слову, помощник руководителя администрации президента Анатолий Яновский, курирующий ТЭК, ранее прогнозировал сохранение высоких цен и спроса на уголь до марта 2022 года. Так что время есть, и угольные компании наверняка приложат максимум усилий, чтобы на складах к весне даже угольной пыли не осталось. Одна беда – железнодорожный коридор на восток узок и полувагонов маловато, а то бы населению вообще ничего не досталось. Гулял бы по Сибири сейчас морозный ветер среди перемерзших домов. Тем не менее, до уровня добычи 2018 года, когда в январе-октябре было добыто 206 с лишним миллионов тонн, в этом году не дотянули – только 200 млн. В связи с гибелью шахтеров и массовыми проверками надзирающих органов не будет преодолен и рекордный рубеж добычи —  255 миллионов тонн по итогам года.

В октябре продолжило буксовать металлургическое производство – 94,8% к январю-октябрю 2020 года. В связи с этим на рудниках Горной Шории в этот же период упала добыча железной руды — 95,8%. Третий «кит» экономики Кузбасса – химическое производство — продемонстрировал рост на 2,7%, но с учетом падения в прошлом году на 1,1% ситуация улучшилась ненамного, хотя аналитики то и дело напоминают о росте цен на удобрения для сельского хозяйства.

Надежду на обуздание роста стоимости продуктов можно связывать со сбором урожая.  Итоги полевого сезона 2021 года в Кузбассе: собран 1 млн 515 тысяч тонн зерна в амбарном весе — это на 17,6% больше, чем в прошлом году. Кроме того, неплохо выглядят цифры после подведения итогов уборки картофеля и овощных культур. С площади 8,3 тысяч га собрано 170,2 тысяч тонн картофеля (урожайность — 205,8 ц/га), уборка овощей с площади 951 га дала 24 тысячи тонн (урожайность — 252,8 ц/га). Тем не менее, львиную долю перечисленных культур выращивает на своих садовых участках население. Так что их труд во многом и сдерживает галопирующий рост цен на продукты питания в розничной торговле. О том, насколько они подросли за 11 месяцев с начала года, Кемеровостат должен рассказать уже через несколько дней.

Сергей Борисов

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here