В Евросоюзе случилась своеобразная «подвижка в недрах» — там вдруг решили скорректировать санкции против российского углепрома, отодвинув принципы в сторону.
Руководство ЕС опубликовало разъяснения к запрету на импорт и транспортировку ряда товаров из России, из которого следует, что уголь не такой уж «контрабандный товар», – он разрешен к транзитным перевозкам на территории Евросоюза. Больше того, тамошним компаниям дозволено заниматься поставками «грязного топлива» из РФ в третьи страны.
Напомним, полный запрет на транспортировку российского угля (наряду с его покупкой) через территорию и порты стран ЕС начал действовать 10 августа в соответствии с пятым пакетом антироссийских санкций. И вдруг такое послабление…
Разумеется, ЕС обосновал его гуманитарными соображениями: «Союз стремится избежать того, чтобы его санкции повлияли на продовольственную и энергетическую безопасность третьих стран мира, особенно наименее развитых», — говорится в разъяснении, которое приравнивает уголь к таким жизненно важным товарам, как удобрения и корма для животных.
Но в европейской прессе уже появились комментарии, связывающие это смягчение с непомерно высокими ценами на топливо. Разрешая местным операторам заключать сделки на транзит российского угля, в Евросоюзе явно рассчитывают, что часть грузов осядет на складах в Европе. Иначе вновь пущенным угольным электростанциям грозит банкротство, поскольку угля, закупленного ранее по приемлемой стоимости, хватит лишь на считанные месяцы. Отсюда прогноз деловой прессы: следующим шагом станет разрешение энергетикам использовать угольные смеси с долей российского продукта ниже 50%.
Если это пророчество оправдается, кузбасские компании, являвшиеся до самого недавнего времени крупными экспортерами топлива в ЕС, имеют все шансы вернуться на европейский рынок. Однако даже самое благоприятное для угольщиков стечение обстоятельств уже не повлияет ощутимо на результаты работы нашего углепрома в этом году. Вчера глава регионального министерства угольной промышленности Олег Токарев заявил, что в 2022 году угледобыча в Кузбассе упадет до 215 млн тонн – а это на 11,5% меньше, чем в прошлом году. Таков эффект угольного эмбарго.
Изрытая варварским и наживным способом Кузнецкая земля горько платит живущим на ней народам…
Помогать врагам государства, кормя их чистым углём, чтоб затем подавиться похоронным рублём…
А зачем сейчас ставить рекорды по добыче угля?