Голод нам в ближайшее время в той его форме, о какой мы знаем из кино и документальных источников, еще не грозит, переживем мы и отсутствие импортных алкоголя и табака, а вот с лекарствами все не так просто. В отдельных случаях их отсутствие может пережить только тот, кому они не прописаны.

 Когда-то новокузнецкое производственное объединение «Органика» было широко известно тем, что на базе предприятия изготавливались очень качественные субстанции для отечественной фармакологической промышленности. В структуру компании входил даже собственный научно-исследовательский институт, где в лабораториях производился полный комплекс работ, направленных не только на качество химических полуфабрикатов, но и на разработку совершенно новой продукции – в основном, в области психиатрии.

Но были у данного направления и свои весьма серьезные минусы – «Органика» считалась одним из самых грязных производств в и без того экологически неблагополучном городе. К тому же, с экономической точки зрения изготовление субстанций для будущих лекарственных препаратов нельзя было назвать выгодным – готовая продукция при минимуме проблем в разы увеличивала себестоимость и, соответственно, коммерческую привлекательность бизнеса. Действительно, чем постоянно отбиваться от надоедливых проверяющих, не лучше ли однажды закупить соответствующее оборудование, скажем, для таблетирования.

С переходом на рыночные отношения в «Органике» так и сделали – в 90-е годы минувшего века компания полностью перешла на выпуск готовых лекарственных форм. Ни для кого не секрет, что не только отдельные субстанции, но и значительная часть сырья для фармакологической промышленности России сегодня завозится из-за рубежа. А это значит, что надежда на импортозамещение (на конечного изготовителя лекарства-дженерика, находящегося на просторах России) может оказаться весьма призрачной. Хорошо, если кто-то уже успел сделать солидные запасы сырья, а если нет…

Между тем в аптеках области уже начинают исчезать определенные виды лекарств. Но было бы неправильным считать это сугубо региональной проблемой, потому что аналогичный дефицит фиксируется в абсолютном большинстве субъектов Федерации. Иначе в наш информационный век, в век различных интернет-магазинов и быть не может. На данный момент особенно несладко приходится тем, кто принимал препараты для выработки гормонов щитовидной железой. Назначается лечение для таких больных пожизненно, но в данный момент ни L-Тироксина, ни его аналога эутирокса в аптеках нет. Оба они производятся в Германии. Росздравнадзор объяснил отсутствие препаратов все тем же ажиотажным спросом (оправданным, отметим, если принимать лекарство необходимо каждый день, а внешнеполитическая ситуация к оптимизму не располагает, да и стоимость таблеток и растворов для инъекций растет как на дрожжах). Тем не менее, чиновники пообещали, что в ближайшее время проблема будет решена.

Паникуют сегодня и те, кто должен принимать противоэпилептические препараты – это опять же категория людей, которым прописано лечение практически пожизненно. Из аптек постепенно исчезли зептол, тегретол, финлепсин, а теперь уже и отечественный карбамазепин найти трудно. Скорее всего, речь идет все о тех же попытках запастись на ближайший период, в результате чего и возник дефицит. Но как быть в ближайшей перспективе при заключении договоров с импортерами, которые, быть может, и готовы к массированному ввозу таблеток в Россию, но есть весьма серьезные сложности с оплатой за товар – за него необходимо платить либо долларами, либо евро? А все отечественные счета за рубежом заморожены. Есть опасение, что и субстанция для изготовления отечественного карбамазепина если и производится на российских предприятиях, то из зарубежного сырья.  

Пожизненно – значит, навсегда. Вот и заболевание эндокринной системы, именуемое сахарным диабетом, относится к этой категории. Компенсировать недостаточную выработку организмом инсулина могли бы соответствующие препараты с точно таким же названием. Причем, 13 видов инсулина, реализуемого аптеками, считаются жизненно необходимыми. Но Минздрав и тут заверил, что имеющиеся перебои носят исключительно временный характер. Мало того, что в самой России вроде бы уже научились делать довольно качественные препараты для диабетиков, ни одна из серьезных зарубежных компаний не планирует уходить с российского рынка.

Есть отдельные нарекания на отсутствие в аптеках импортных средств для гипертоников, для лечения сосудистых заболеваний — явление также считается чиновниками временными. Походы к врачам за консультациями при возникшем дефиците на тот или иной препарат помогают, но особой радости не добавляют: люди в белых халатах честно предупреждают о серьезном количестве возможных побочных эффектов при лечении отечественными аналогами.

Очевидно, что возросший спрос на лекарства – особенно со стороны тех, кому суждено принимать их пожизненно – оказался неожиданным для чиновников от здравоохранения. Общий товарооборот аптек за последние две недели увеличился в два, а кое-где и в три раза по сравнению с началом года (по данным DSM-Group). И пока что большой беды вроде нет – за счет отечественных дженериков, за счет пополненных запасов хворое население как-то продолжает вести относительно качественный образ жизни. Но почему-то нет никакой уверенности, что так будет и в ближайшем будущем.

Евгения Шпакова

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here