Угольщики Кузбасса считают, что их соглашение с «РЖД» по отгрузке угля на Восток железнодорожники до конца не выполнили, а те утверждают, что это «угольщики не справились…».

По дополнительному соглашению между РЖД и руководством Кузбасса (оно пересматривалось всякий раз, когда Сергею Цивилеву удавалось заручиться протекцией Владимира Путина) к восточным портам в 2021 году планировалось доставить 56,55 млн тонн угля. А фактически перевезли на полмиллиона тонн меньше. Разница мизерная, но поскольку соглашение перезаключалось по указанию Владимира Путина…

Словом, чтобы не прослыть стороной, замеченной в неисполнении президентского поручения, железнодорожники предпочитают говорить «угольщики не отгрузили», а их партнерам больше нравится формулировка «железная дорога не смогла принять к погрузке». Такие вот чисто стилистические, и не более того, расхождения в оценке экспортного потока кузнецкого угля на Дальний Восток по итогам года.

Вот у кого действительно есть претензии к организации перевозок угля в пределах Восточного полигона, так это у компаний, добывающих уголь в других регионах Южной Сибири. Железнодорожные преференции, которыми с легкой руки президента пользовались в минувшем году Кузбасс и Якутия, действовали за счет радикального сокращения (почти в два раза) угольного экспорта из Хакасии и Бурятии. По приблизительным оценкам, потери компаний, чьи угольные эшелоны, фигурально выражаясь, загнали в тупик, составили миллиард долларов и более.

Двусмысленность этой ситуации заключается еще и в том, что в числе пострадавших оказались и кузбасские компании, разрезы которых дотянулись аж до Забайкалья. Словом, такое «регулирование рынка» не могло продолжаться неопределенно долго, и уже в минувшем декабре Владимир Путин распорядился предоставить дополнительные квоты на вывоз угля в направлении дальневосточных портов из Бурятии и Хакасии (а через неё и из Тывы, не располагающей железной дорогой на своей территории). В нынешнем году этим регионам гарантирован суммарный вывоз «в перспективном направлении» 18 млн тонн экспортного топлива.

Только ведь одной лишь раздачей квот проблему не решить. Скорость, с которой ведется модернизация Восточного полигона, то есть «расшивка узких мест» Транссиба и БАМа, не позволяет обеспечить исполнение всех желаний грузоотправителей, даже если они подкреплены поручениями президента.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here